"По продажам ситуация не так позитивна": кто и какие апарты покупает в Петербурге

Заполняемость апарт–отелей Петербурга достигла 85% в начале года
Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"

Гостиничный рынок Петербурга продолжает развиваться главным образом за счёт строительства апарт–отелей.

Основным драйвером для развития петербургской индустрии гостеприимства остаётся строительство и ввод в эксплуатацию сервисных апартаментов. Как подсчитали аналитики рынка, за 2024 год увеличение номерного фонда в коллективных средствах размещения города составило 7,8%. В 2023 году показатель был больше 12%.

Квартиры не в моде

Согласно данным Единого реестра объектов классификации в сфере туристской индустрии, в 2024 году общее количество классифицированных средств размещения в Петербурге составило 1358. Их общий номерной фонд — около 60 тыс. Однако, как обращает внимание директор по развитию управляющей компании "МТЛ–Апарт" (входит в ГК "БестЪ") Елена Пархотина, данные систем бронирования, где выставлены не только классифицированные объекты, показывают вдвое больший объём.
"Ни для кого не секрет, что на рынке происходит снижение инвестиционной активности. Пока не видно адресных драйверов, которые говорили бы, что все будут расти большими темпами. Среди коллективных средств размещения 40% приходится на отели три–пять звёзд, 39% — на апартаменты, 19% — на отели экономкласса и малые и 2% — на хостелы", — отметила Пархотина.
При этом в Петербурге снижается количество бронирований в несистемных объектах (квартирах). Большинство людей предпочитают останавливаться в апартаментах и гостиницах.
В I квартале 2025 года заполняемость пятизвёздочных отелей составила 80%, четырёхзвёздочных — 82%, трёхзвёздочных — 78%, апарт–отелей — 85% (включая краткосрочную и долгосрочную аренду). При этом около 16 тыс. апартаментов реализуются на рынке долгосрочной аренды. Средний показатель ADR (средняя цена номера в сутки) по апартаментам — 4370 рублей.

Важно, чтобы возвращались

По данным ГК "БестЪ", на текущий момент в Петербурге в реализации находятся 62 объекта из сферы апарт–отелей. 44 из них — на стадии строительства. 5 тыс. юнитов в активном предложении. 3,5 тыс. юнитов введены в эксплуатацию в 2024 году. Во введённом номерном фонде более 75% объектов приходится на апартаменты. В их числе доля рекреационных продолжает расти, но на них приходится только 2,3%. Жилые апартаменты составляют 23%, сервисные — 74%. Среди анонсированных проектов 95% — сервисные апартаменты.
"По продажам ситуация не так позитивна: времена, когда всё продавало само себя, закончились. Сейчас внимание покупатель обращает на продукт и возврат инвестиций. Мы по–прежнему конкурируем со ставкой депозита. Рост капитализации актива всё же в 2024 году позволяет выйти на нормальные объёмы", — отметила Пархотина.
Для бизнеса в HoReCa важным показателем является желание гостя возвращаться. Повысить его пытаются, предпринимая самые разные шаги. Генеральный директор "Космос Северо–Запад" (Cosmos Hotel Group) Игорь Клименко рассказал о реализации на базе отеля в Пулково детского сада, куда гости могли бы отдать детей, пока занимаются своими делами.
Собственник ГК "Союз–девелопмент" Заза Паксадзе считает, что людей в отели возвращает инфраструктура, под которой понимается локация объекта, вид из окон, наличие мест, где провести время. Можно открыть ресторан, организовать там завтраки. Но это когда объект большой и позволяет создать такое пространство. Если же его площадь составляет около 1 тыс. м2, приходится мыслить нестандартно.
"У нас есть небольшой объект в уникальном месте. Реализовав все коммерческие помещения на первых этажах и апартаменты на следующих, мы договорились с собственником одного из проданных коммерческих помещений, что возьмём эту площадь в аренду как управляющая компания, организуем там ресепшен и место для завтрака. Днём реорганизуем помещение под рабочие места, а вечером открываем там бар", — поделился кейсом Паксадзе.

Разложить по тарелочкам

Помимо отелей в HoReCa входят рестораны. Некоторые эксперты считают, что большие отели открывают пространство и для развития ресторанного бизнеса. Однако мнения на этот счёт расходятся.
Генеральный управляющий Probka Family Александр Батушанский считает, что создать успешный ресторан в гостинице невозможно. Для эффективного развития заведения общественного питания, размещённого в здании отеля, обязательно нужно предусмотреть отдельный вход и свой уникальный концепт. Коллаборация может оказаться успешной в том случае, если будет возникать между двумя сильными и независимыми предприятиями.
Коммерческий директор Formula City Александр Погодин рассказал о своём опыте открытия ресторана. "Ресторанный бизнес автономный, и наличие его в апарт–отеле — это бонус. Он работает не только чтобы обеспечить потребность апарт–отеля. Это скорее синергия, а не противоречие", — считает эксперт.
В свою очередь совладелец петербургской сети бургерных "Бюро" и руководитель компании BuroTeam Пётр Лобанов указал, что рентабельность общепита у некоторых игроков сейчас падает.
"Открыть новое кафе, не имея опыта, сложно. Как будто рынок ждёт консолидация, новых небольших игроков авторских кафе будет мало", — предположил он.

Найти бы людей

Острой остаётся и проблема дефицита кадров. При этом, по мнению предпринимателей, на качество человеческого ресурса приходится минимум 50% успеха любого предприятия.
Декан факультета сервиса, туризма и гостеприимства, заведующая кафедрой сервисной и конгрессно–выставочной деятельности в СПбГЭУ Оксана Кострюкова напомнила, что с 2027 года в нашу жизнь войдёт новая модель образования и срок обучения на программах высшего образования в гостиничной сфере будет составлять не более 4 лет.
"Работодатели хотят, чтобы у нас, как во многих странах, была дуальная система обучения — когда 6 месяцев учатся, 6 месяцев работают. Но это вряд ли будет. Мы переходим на двухлетнее образование — обязательный базовый блок, который университеты едва ли смогут разбавить практической подготовкой", — считает она.
На сегодня в Петербурге порядка 11 университетов и 16 колледжей готовят специалистов для сферы туризма и гостеприимства. Но количество их выпускников из года в год сокращается. Не говоря уже о том, что далеко не все свежеиспечённые обладатели дипломов идут работать по специальности.
Впрочем, одних знаний из института или колледжа для успешной работы недостаточно. Поэтому бизнес находит разные способы готовить для себя кадры на будущее.
Например, управляющий партнёр и член совета директоров Cronwell Group Алексей Мусакин рассказал о скором открытии в Москве учебной гостиницы. Ранее идея такого проекта была и в Петербурге. Возможно, придёт время и для её реализации.