Ни лодок, ни денег: петербуржцы столкнулись с продавцом–призраком

Магазин туристического снаряжения в Петербурге заподозрили в обмане покупателей
Автор фото: unsplash.com

Петербуржцы столкнулись с проблемами при покупке в интернет–магазинах по продаже лодок, каяков и туристического снаряжения. "ДП" постарался найти концы и узнал, на что может претендовать пострадавший, если деньги отправлены, а товар не получен.

В редакцию "ДП" обратился петербуржец Андрей Емельянов и рассказал историю неудачной онлайн–покупки в магазине каяков и сопутствующего снаряжения для туризма. С похожими проблемами сталкивался не он один, а добиться возврата денег в такой ситуации оказывается не так–то просто.

Неудачная покупка

В начале апреля 2024 года Емельянов с супругой решили купить два одноместных полиэтиленовых каяка. Из всех предложений на рынке больше всего им понравился бренд Cuttlefish. Купить лодки они решили в онлайн–магазине kayaker–pro.ru. Там сообщили, что каяков нет в наличии, доставлять их нужно из Китая под заказ. Консультация с продавцом (представившимся Павлом) оставила приятное впечатление: тот подробно ответил на все вопросы и предупредил, что в майский контейнер покупка уже не попадёт, придётся подождать до июля. 10 апреля Емельянов приехал на склад магазина на наб. реки Фонтанки, 166.
"Складом, конечно, это было не назвать — поместится в лучшем случае пара лодок. Во время моего визита на стеллаже лежал один каяк и некоторое количество снаряжения. Я уточнил ещё несколько моментов, мне всё объяснили. В итоге я перевёл за два каяка и два весла 110,3 тыс. рублей на “Сбер” по номеру телефона на имя Екатерины Николаевны У. (чек перевода есть в распоряжении "ДП". — Ред.). Мне была выдана распечатка с информацией о заказе. Вёсла я получил на месте", — поделился он.
Как утверждает Емельянов, начиная с 11 июля 2024 года он регулярно интересовался судьбой своего заказа, но продавец постоянно сдвигал сроки доставки, не давая конкретной информации. Так тянулось до февраля 2025 года.
"Сейчас ни по адресу, указанному на сайте kayaker–pro.ru, ни на наб. реки Фонтанки, 166, нет и следа продавца. Мы решили узнать, по какому адресу их можно найти. Сочинили легенду, и моя жена сделала новый заказ. В ответ пришло уведомление о заказе. И внизу, под kayaker–pro.ru, было написано слово kayakoff. Я загуглил, и первое, что мне выдал поисковик, был адрес интернет–магазина kayak–fish.ru. Телефоны и адреса другие, но, как и раньше, нет реквизитов компании, а по указанным адресам (в Петербурге и Москве) нет никакой похожей организации. Я позвонил, готов спорить, что год назад я общался с этим же продавцом–консультантом, — рассказывает Андрей Емельянов. — Чтобы убедиться, что не ошибаюсь, я попросил друга изобразить потенциального клиента, чтобы найти побольше совпадений. На следующий день он прислал мне скриншоты переписки и страницы оплаты в приложении “Сбера”. А там те же телефон и ФИО получателя, что и в моём случае".
Неделю назад Андрей Емельянов написал заявление в полицию. Там ему сообщили, что намерены выяснить координаты человека, на имя которого переводились деньги, а также владельцев интернет–магазина. При этом найти на самих сайтах информацию о руководителях магазинов невозможно — в этом корреспондент "ДП" убедился лично. Никаких юридических реквизитов нет и на бланке, который Емельянову выдали как подтверждение оплаты покупки. На нём стоит лишь печать "Оплачено", без названия организации, фамилии индивидуального предпринимателя или ИНН. В полиции петербуржцу рекомендовали объединиться с другими пострадавшими и составить коллективную жалобу.
"ДП" направил запрос в ГУ МВД России по Санкт–Петербургу и Ленинградской области. Однако на момент выхода этого материала там не смогли прокомментировать ситуацию.

Суд не обманешь

Между тем кейс Андрея Емельянова действительно оказался не единственным. "ДП" связался ещё с одним покупателем по имени Алексей. Он рассказал, что купить качественный фирменный каяк (особенно модели известных брендов) в Москве и Петербурге в принципе проблематично. При этом на указанных сайтах выбор довольно большой.
"Продавец с kayaker–pro.ru мне всё рассказал про суда, прислал в мессенджер QR–код для оплаты, и я перечислил деньги. При общении не возникало мыслей, что меня могут обмануть. Но насторожило, что заказ нужно ожидать 2 месяца. Обычно байеры привозят всё из Китая быстрее и по суше — фурами. В магазине меня уверили, что суда доставляются контейнером по морю", — поделился петербуржец.
Он оплатил каяк в августе прошлого года, а далее (как и в первом случае) начиная с октября регулярно звонил продавцу, который постоянно просил подождать ещё. Причём конкретики человек на другом конце провода не давал. С конца апреля представитель магазина и вовсе перестал выходить на связь. Алексей через некоторое время смирился с потерей денег и решил посмотреть другие магазины, где можно приобрести каяки.
"Я обнаружил новый сайт — kayak–fish.ru, который меня тоже удивил большим выбором американских моделей. Позвонив по номеру на сайте, я попал на того же консультанта, что и в том магазине (это было понятно по его манере общения). Когда я попытался предъявить собеседнику претензию в обмане, тот спросил о наличии у меня доказательств", — прокомментировал он.
Оба собеседника "ДП" считают, что интернет–магазин регулярно меняет названия, закрывает свои странички на популярных классифайдах и при этом продолжает работу под другими названиями. В полицию или суд Алексей не обращался. В обоих случаях магазин не заключал с покупателями юридически правильно оформленных договоров о продаже каяков.
Ещё одна история приключилась с предпринимателем из Карелии Ильёй Тиминым. В мае 2021 года он решил обновить парк каяков на своей турбазе. Он нашёл предложение на сайте imgspbfisher.com (ныне сайт недоступен) и заплатил за лодки с доставкой 135 780 рублей. В итоге ни лодок, ни денег не увидел. Но в этом случае по крайней мере известно название компании, с которой он взаимодействовал.
По сайту "Контур.Фокус" можно отследить, что в ООО "Фишерменлайф" (исключено из ЕГРЮЛ в связи с наличием сведений о нём, в отношении которых внесена запись о недостоверности 29.06.2023) генеральным директором числится Юрий К. (фамилия сокращена из соображений конфиденциальности). А в качестве бывшего учредителя и участника значится Екатерина Николаевна У., чьи инициалы совпадают с теми, на которые переводили деньги герои предыдущих историй. Она же числилась бывшей учредительницей в ООО "Императорская панель" (юрлицо также исключено из ЕГРЮЛ). Гендиректор компании — Павел Анатольевич К., с именем которого связаны ещё 12 юрлиц (все исключены из ЕГРЮЛ или прекратили деятельность).
"У нас прошёл суд, который мы выиграли. Дело было передано приставам в Петербурге, но далее не пошло", — поделился Тимин. Данные картотеки арбитражных дел подтверждают, что в январе 2022 года ООО "Экотурсервис–Карелия" выиграло арбитражный спор с ООО "Фишерменлайф".

Обвинения в клевете

Интернет–магазины kayaker–pro.ru и kayak–fish.ru в настоящий момент работают. При этом в сервисах, собирающих отзывы пользователей, можно увидеть довольно противоречивую картину: одни благодарят за хорошее обслуживание и оперативную доставку заказа, а другие рассказывают истории, в точности повторяющие то, что произошло с Андреем Емельяновым и Алексеем. "ДП" направил запрос по указанным на сайтах адресам электронной почты и получил ответ с адреса kayaker–pro@yandex.ru. Мы публикуем его полностью с сохранением авторской орфографии и пунктуации.
"В ответ на Ваш запрос можем сообщить следующее: Так как данные гражданина в информационном запросе не раскрываются, мы можем предположить, что данному гражданину было отказано в возврате денежных средств на основание статьи № 26.1 закона о защите прав потребителей.
Обвинения Администрации Интернет–Магазина Kayaker–PRO.ru и Интернет–Магазина Kayak–Fish.ru, а также сотрудников данных организаций в мошенничестве являются клеветой и попадают под статью УК РФ № 128.1. Незаконный сбор и распространение личной информации, публично, с использованием сети интернет, передача третьим лицам, данным гражданином, является уголовно наказуемым деянием и попадает под статью УК РФ № 137.
Данный гражданин не пожелал воспользоваться законными методами урегулирования сложившейся ситуации в связи с задержкой контейнера из–за Геополитической ситуации на мировом рынке. Продолжает “облевать грязью”, вымогать, шантажировать видимо не понимая, что данные действия попадают под статью УК РФ № 163.
На данный момент нам нанесён серьёзный репутационный и финансовый ущерб данным гражданином. При помощи нашего юридического отдела, собор и подготовка всех необходимых материалов для возбуждения уголовного дела по трём статья в отношении данного гражданина находятся в завершающей стадии. Вынуждены отменить, что данный гражданин не является пострадавшим, как Вы указываете в запросе, такой статус ему не присвоен ни одним Государственным органом.
Также хотим отметить, что Интернет–Магазин Kayaker–PRO является деловым партнером Газеты "Деловой Петербург" с 2024 года, размещает на коммерческой основе статьи про наш бизнес. Выражаем искреннюю надежду, что данный инцидент не повлияет на наше дальнейшее взаимовыгодное сотрудничество!"
"ДП" попросил у авторов письма указать юридическое название компании, но ответа пока что не получил. На сайтах магазинов реквизиты не фигурируют, сервис "Контур.Фокус" не находит ООО с похожими названиями. По адресам, указанным на сайтах kayaker–pro.ru и kayak–fish.ru, сервис также не нашёл похожих организаций. Согласно данным СПАРК, домены kayak–fish и kayaker–pro числятся за недействующим ООО "Ай шоп". Никаких доказательств того, что владельцы сайтов когда–либо имели какие–то отношения с "ДП" и размещали в нашем издании рекламу, также найти не удалось.

Смотрите на документы

В том, что именно произошло в данном случае — обман покупателей или несправедливое обвинение добросовестных предпринимателей, — мы предоставим возможность разбираться правоохранительным органам. Тем более что, как удалось выяснить "ДП", расследование уже идёт полным ходом.
Между тем случаи, когда покупатели сталкиваются с проблемами при покупках в интернет–магазинах, на маркетплейсах или в классифайдах, не так уж редки. Юристы рекомендуют перед заключением любой сделки убедиться, что покупатель точно понимает порядок и условия её заключения. В частности, важно быть уверенным, что продавец — уполномоченное лицо на совершение продажи, то есть владеет товаром на законном основании.
Адвокат, партнёр консалтинговой компании "Братья Яблоковы" Артём Яблоков отмечает, что в данной ситуации необходимо установить лицо, которое совершило "псевдопродажу", затем установить отсутствие у него прав на имущество, которое якобы продано покупателю.
"Необходимо собрать документы (квитанции, чеки), которые фигурировали в данной истории, чтобы уполномоченное на проверку лицо могло выстроить версию и квалифицировать её. Только тогда могут появиться повод и основание для возбуждения уголовного дела", — указал эксперт.
Он добавил, что после подачи заявления в полицию следует оказывать содействие сотруднику, который проводит проверку сообщения о преступлении: дать объяснения, предоставить имеющиеся на руках доказательства.
"Проверка будет завершена одним из трёх возможных результатов: возбуждением уголовного дела, отказом в его возбуждении или передачей по подследственности материала проверки. В любом случае будет вынесено соответствующее постановление, с которым заявителя ознакомят, и если заявитель будет не согласен с решением, то он вправе обжаловать такое решение вышестоящему руководству, прокурору или в суд", — резюмировал Яблоков.

Поможем чем сможем

Маркетплейсы и классифайды пытаются бороться с недобросовестными продавцами и собственными силами.
Однако ни одна технология не сможет защитить, например, от ситуаций, когда человек добровольно передаёт код из СМС или другие данные мошеннику.
"Если человек подозревает, что общается с мошенником, стоит немедленно прекратить общение и самостоятельно связаться с организацией, представителем которой назвался злоумышленник. Напоминаем, что сотрудники Wildberries общаются с клиентами исключительно через официальный чат поддержки на сайте или в приложении. В случае, если человек уже стал жертвой мошенничества, необходимо немедленно обратиться в поддержку маркетплейса и полицию", — прокомментировали в пресс–службе Wildberries.
В Ozon рассказали: чтобы выявлять мошеннические события на площадке, выстроен многоуровневый фрод–анализ, который использует машинное обучение и ряд других технологий.
Если в результате этих мер фиксируют подозрительную активность, команда фрод–мониторинга проводит дополнительную проверку таких случаев.
У "Яндекс.Маркета" для обеспечения безопасности разработана многоуровневая система защиты с отдельными алгоритмами действий для различных сценариев.
Директор по доверию и безопасности "Авито" Наталья Юматова рассказала, что классифайд применяет подход к проверке благонадёжности продавцов, включающий антифрод–инструменты и искусственный интеллект.
"Чтобы обеспечить безопасность при онлайн–покупках, рекомендуем внимательно изучать профиль продавца: его историю сделок, отзывы и рейтинг. Обратить внимание стоит на цены — слишком низкие могут быть сигналом о недобросовестности продавца. Никогда не переводите предоплату незнакомым людям, лучше выбирайте варианты с оплатой по факту или используйте встроенные сервисы “безопасной сделки” и доставки", — рекомендовала она.
Пожалуй, главное в таких случаях — избегать сделок вне онлайн–платформы.
Признаками обмана могут служить неуверенные ответы на вопросы о товаре, просьбы об оплате через сторонние сервисы и отсутствие возможности предоставить дополнительные фотографии или информацию о товаре.