Несмотря на подорожание производства изделий из вторичных ресурсов, петербуржцы и компании города всё больше интересуются такими товарами.
Бренды изделий из старых материалов можно условно разделить на две группы: ресайкл и апсайкл. Первые производятся из переработанных отходов, вторые — это новые вещи из использованных материалов. В Петербурге работает довольно много представителей обеих групп.
Имидж осознанности
"Изделия из переработанных материалов последние годы востребованы в России, хотя спрос пока отстаёт от западных рынков. По данным отраслевого портала Rupec, с 2023 по 2026 год спрос на переработанный ПЭТ в стране увеличится более чем на 18%. Через 3–5 лет продукция из вторсырья станет массовой, особенно при поддержке государства и бизнеса. Спрос будет расти в таких сегментах, как упаковка, строительство, одежда и обувь и бытовые товары", — рассказывает генеральный директор компании по переработке пластика в уникальные изделия ООО "Варэко" Юлия Груздова.
Менеджер экоцентра "Сборка" Ольга Космина тоже говорит об увеличении интереса петербуржцев к вещам из старых материалов. Проект начал развивать собственные мощности по переработке вторсырья из Московского региона. Позже в ответ на запросы клиентов открылось производство и в Петербурге. В экоцентре создают мебель, предметы для дома, украшения и многое другое.
По мнению ряда экспертов, на сегодняшний день покупка товаров из переработанных ресурсов зачастую имеет имиджевый контекст. По словам координатора проектов ассоциации "РазДельный Сбор" Катерины Шалуновой, целенаправленная закупка товаров из вторсырья является больше чем–то экзотическим, нежели рядовой практикой.
Схожего мнения придерживается и директор АНО "Ресурсный центр “Три эр”" Пётр Левин. Он считает, что крафтовая продукция из вторсырья (мебель, одежда, аксессуары и т. п.) несёт психологический смысл, являющийся скорее пиар–стратегией, ориентированной на "зелёную" аудиторию, которая неглубоко осмысливает потребительские привычки. Но возможно, эта ситуация скоро изменится.
"При реализации расширенной ответственности производителей за расчёт экологического сбора (за утилизацию произведённых или импортированных товаров и упаковки) будет учитываться коэффициент применения вторсырья в продукции. Таким образом, чем больше использование такого сырья, тем меньше будет экологический сбор. На сегодня это наиболее перспективный драйвер для стимулирования потребления материалов из переработанных отходов", — объясняет Катерина Шалунова.
Индивидуальный подход
Как отмечают игроки рынка, наиболее эффективные каналы сбыта ресайкл– и апсайкл–товаров — это корпоративные продажи, рекламные каналы, а также собственный сайт и социальные сети.
Основатель проекта "Полбутылки" (производство изделий из переработанного стекла) Александр Абдуллаев рассказал, что основными клиентами компании являются рестораны, винотеки и производители алкоголя. Также за последние полгода к проекту стали обращаться крупные торговые сети, однако системного сотрудничества пока нет: большинство ограничивается разовыми заказами.
Основатель проекта "Манифест" Яна Авдиенко тоже отмечает, что проект работает с b2c– и b2b–сегментом.
"В b2c мы продаём изделия на нашем сайте и в магазинах партнёров. Постоянно тестируем новые форматы магазинов, чтобы подобрать площадки, где товар смотрится хорошо, интересен гостям и продаётся больше. Это магазины одежды, независимые книжные, музеи и пространства формата zero waste. В b2b лучше всего работает сарафанное радио. Часто наши клиенты рекомендуют нас своим друзьям. И ещё мы работаем с креативными агентствами, компаниями по корпоративным подаркам и создаём мерч для их компаний. Помимо этого, отшиваем тиражи под собственные торговые марки (СТМ) для разных брендов", — объясняет она.
По словам основателя и креативного директора проекта Rishi Маргариты Резниковой, (апсайкл–изделия из денима), сбыт товаров происходит точно так же, как и у брендов, создающих одежду из новых материалов. "В офлайн–точках партнёров мы продаёмся на условиях комиссии 50%. В августе 2024 года наши товары появились на Lamoda. Это, пожалуй, самых хороший канал продаж. Мечтаем о своём магазине. Как показал опыт, никто не проходит мимо наших изделий на витрине", — делится она.
Не для широкой публики
Несмотря на то что игроки рынка отмечают использование новых каналов продаж, присутствие апсайкл– и ресайкл–брендов в рознице сводится к единичным примерам. В основном в крупных сетях представлены только товары, упаковка которых сделана из переработанных материалов.
В пресс–службе "Ленты" отмечают, что на полках сети присутствуют изделия в упаковке из переработанного пластика.
"Активно в этом направлении работают крупные производители и поставщики. Например, производители напитков используют от 30 до 100% гранул вторсырья при изготовлении пластиковых бутылок. Производители уходовой косметики тоже используют вторсырьё в своей упаковке", — сообщают там.
По словам директора по устойчивому развитию X5 Group Марии Подкопаевой, в магазинах торговых сетей компании представлены товары в упаковке как из переработанных материалов, так и из вторсырья. СТМ "Зелёная линия", "Вкус и Польза" и другие включают упаковку, частично или полностью произведённую из вторичных материалов. Среди партнёрских брендов на полках представлены товары FMCG–сегмента (напитки, бытовая химия, средства ухода), где используется упаковка с маркировкой Recycled, "100% R–PET" и т п. Более половины полки СТМ представлено в перерабатываемой или переработанной упаковке.
“
"Некоторые производители пишут на упаковке, что она сделана из переработанных материалов. Но зачастую это маркетинговый ход, поскольку потребитель не может проверить эту информацию. В то же время производитель вправе написать об экологичности упаковки, даже если переработанные материалы в ней присутствуют лишь частично", — комментирует независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаил Лачугин.
Эксперт добавляет, что упаковку из вторсырья практически всегда используют производители яиц. Но на удивление, упоминания об этом почти не встречаются.
Иллюзия экономии
Ресайкл– и апсайкл–брендам трудно конкурировать с обычными товарами. По словам Юлии Груздовой, цены на экопродукцию часто выше, а спрос ниже. Товары из вторсырья обычно дороже, так как в процессе переработки тратится много ресурсов и сил работников. Необходимо покрывать расходы на транспортировку, сортировку и переработку сырья. Также крупные бренды декларируют экологичность, но не подтверждают её, что подрывает доверие ко всему сегменту.
"Часто люди ошибочно предполагают, что создавать продукт из “мусора” гораздо дешевле, чем из новых тканей. Но это полное заблуждение. Сырьё нужно найти, доставить, отобрать, отсортировать и обработать должным образом. Добавляются рабочие часы. При создании апсайкл–изделия мы фактически создаём полотно для новой вещи, а это большое количество резов и швов. Себестоимость таких изделий минимум в 3 раза выше обычных турецких джинсов", — подтверждает Маргарита Резникова.