Некомплект судей в Петербурге колеблется в пределах 7–15%. В среднем по России этот показатель достигал почти 20%.
Гендиректор Судебного департамента при Верховном суде РФ Владислав Иванов на апрельском совещании начальников региональных управлений Суддепа заявил о росте количества вакансий судей и работников аппаратов судов. При этом в декабре прошлого года он отмечал: число вакантных мест в судах по стране составляло почти 6,5 тыс., а некомплект судей приближался к 20%, сообщал Интерфакс.
Петербург также следует этому тревожному тренду. Некомплект мировых судей составляет 7%, а районных судей — 14,8%. При этом текучесть аппарата судов в 2024 году составила 33%. Такие данные "ДП" предоставила глава Объединённой пресс–службы судов Петербурга Дарья Лебедева.
По данным пресс–службы Арбитражного суда Петербурга и Ленобласти, штатное расписание суда предусматривает 138 должностей судей, некомплект составляет 18,1%. Правда, при этом в суде отметили, что кандидатуры на эти вакансии сейчас проходят процедуру согласования.
Сложность ситуации с отправлением правосудия в Петербурге может проиллюстрировать такая вынужденная мера, к которой прибегают председатели районных судов, как привлечение судей в отставке к исполнению обязанностей судей до назначения кандидата. Если в 2021 году в Петербурге привлекали к этой работе только 17 отставников, то в 2024 году — уже 41. Рост более чем в 2 раза.
Почему не найти судей
Следует признать, что проблема нехватки судей — комплексная. И одна из причин — это огромная нагрузка. Так, по итогам 2024 года ежедневно судье было необходимо отписывать четыре итоговых судебных акта. Минимальный объём такого документа по самым простым делам (уголовные, гражданские, административные) составляет три–десять страниц печатного текста формата А4. И это без учёта судебных заседаний, которые могут заканчиваться поздним вечером, а иногда практически ночью. К примеру, в апреле Невский райсуд закончил оглашать решение по одному из дел в 23:15, а в Октябрьском райсуде рассмотрение ходатайства о мере пресечения затянулось до 4 утра.
“
"Нагрузка на судей в таких регионах, как Москва и Московская область, Петербург и Ленинградская область, — сумасшедшая, — говорит советник Федеральной палаты адвокатов, председатель коллегии адвокатов “Власова и партнёры” Ольга Власова. — Например, в Арбитражном суде Москвы в банкротном составе судья может в день отслушать 140 заседаний".
Работа судьи — это деятельность профессионального юриста с серьёзным опытом, сопряжённая с высокой эмоциональной нагрузкой, колоссальной ответственностью и значительными переработками, обращает внимание партнёр юридической фирмы Ru.Courts адвокат Илья Кавинский.
При этом, по его словам, уровень заработной платы судей объективно средний по меркам юридической отрасли.
Так, мировой судья в регионе получает около 85–100 тыс. рублей в месяц, судья районного суда — 110–130 тыс. рублей, судья субъекта РФ — 140–160 тыс. рублей. Для сравнения: Жилищное агентство Пушкинского района предлагает трактористам зарплату от 93 тыс. рублей ежемесячно.
Процедурный вопрос
Количество кандидатов в судьи снижается. Например, в 2023 году в квалификационную коллегию судей Петербурга (ККС) было подано 174 заявления, но в минувшем их было уже 149. Из этого числа ККС рекомендовала только 106 человек.
Для того чтобы стать судьёй, необходимо соответствовать следующим требованиям: возраст не младше 25 лет, высшее юридическое образование, опыт работы по юридической специальности не менее 5 лет, отсутствие судимости, иностранного гражданства (подданства), полная дееспособность, отсутствие нарко– или алкогольной зависимости.
Если кандидат соответствует этим требованиям, то ему предстоит сдать сложнейший экзамен, что абсолютно справедливо, учитывая значимость работы судьи. В 2024 году экзаменовалось 113 человек, из которых 82 претендента в суды общей юрисдикции и 31 — в арбитражные. Оценки 4 и 5 баллов получили 25 и 38 человек соответственно, на 2 балла сдали 33 кандидата.
Пройдя эти этапы, кандидат может подать весьма объёмный пакет документов для назначения судьёй в конкретный суд. Следует отметить, что документы содержат подробнейшую информацию не только о самом кандидате, но и о его ближайших родственниках.
Затем ККС и председатель суда субъекта направляют запросы в контролирующие и правоохранительные органы для получения информации о кандидате. Документы аккумулируются в региональном управлении Суддепа, полный пакет документов передаётся в ККС.
После этого дело кандидата попадает к одному из членов ККС для изучения и доклада на заседании, проходящем с участием претендента. По его итогам выносится решение либо о рекомендации, либо об отказе.
Если кандидат получил рекомендацию, то его документы направляются в комиссию при президенте РФ по предварительному рассмотрению вопросов назначения судей и прекращения их полномочий. Комиссия в свою очередь рекомендует или отказывает кандидату. И только после прохождения всех этих этапов возможен указ президента РФ о назначении кандидата на должность судьи.
Впрочем, после прохождения такого серьёзного отбора судью ждут существенные ограничения.
Например, к судье могут возникнуть вопросы, если его супруг является адвокатом, сотрудником правоохранительной системы и т. д. Поведение вне рамок судебного процесса тоже регламентировано. В целом круг подобных ограничений достаточно широк.
Последствия нехватки судей
Есть ещё одна проблема, серьёзно влияющая на отправление правосудия, — судья не может работать автономно. У него есть штат: секретарь, помощник. Именно на этом уровне существует острая проблема с достойным вознаграждением за труд. По словам Ильи Кавинского, помощник судьи в районных судах Петербурга зарабатывает 40–70 тыс. рублей в зависимости от стажа и категории, секретарь судебного заседания — 25–55 тыс. рублей.
"При этом предполагается, что молодой специалист, проживая в Петербурге, должен проработать на таких условиях не менее 5 лет, чтобы получить право претендовать на должность судьи, — говорит Илья Кавинский. — Следует понимать, что фактическая нагрузка работников аппарата суда превышает стандартный восьмичасовой рабочий день и часто достигает 12 часов и более".
В итоге нередки ситуации, когда судья в течение нескольких лет учит, вкладывает силы в помощника, а потом помощник уходит, потому что зарплата маленькая, а нагрузка — огромная. И всё надо начинать сначала, а это время, силы и т. д., которые отвлекают от основной задачи — отправления правосудия.
Поэтому некомплект не только судей, но и аппарата судов имеет значимые последствия для бизнеса и граждан.
"Длительность рассмотрения дела, длительность подготовки судебных актов. И конечно, дикие задержки начала заседаний, — перечисляет Ольга Власова. — В среднем в коридоре суда ожидание начала процесса составляет от 1 до 7,5 часа. В результате это влечёт за собой удорожание стоимости адвоката или представителя за участие в деле для граждан и бизнеса".
По мнению некоторых экспертов, некомплект судей сказывается на качестве решений и приговоров, увеличивает сроки рассмотрения дел и существенно снижает правовую защищённость граждан и бизнеса. По словам одного из юристов, оглашённые решения отписываются месяцами: в его практике был случай, когда один из районных судов Петербурга готовил решение более 9 месяцев.
Один из возможных вариантов решения проблемы, по которому пошёл законодатель, — это увеличение госпошлин за рассмотрение судебных дел. По его логике, нагрузка на судей должна снизиться. Действительно, определённый эффект уже есть, но насколько он будет весомым, можно будет определить по итогам текущего года.
Однако, как полагает Ольга Власова, на самом деле половина дел в судах — это споры, которых вообще не должно там быть. "Все эти споры вызваны исключительно тем, что чиновники либо не хотят работать, либо выносят незаконные решения, либо не желают брать на себя ответственность, — поясняет советник Федеральной палаты адвокатов. — Сегодня куда бы гражданин ни пришёл со своей проблемой, он услышит: не нравится — идите в суд!"
“
Среди судей хотелось бы видеть специалистов с классическим юридическим образованием в возрасте 30–35 лет. Судья просто обязан стремиться к повышению своего профессионального уровня, но при этом не должен замыкаться только на своей специализации. Для принятия законных и обоснованных решений судье необходимы мудрость и широкий кругозор, одних юридических познаний мало. При этом он должен быть добросовестным, ему необходимы выдержка и спокойствие. А ещё судье важно иметь внутреннюю уверенность в правильности принятого решения. Ну и конечно, навыки по организации работы своего аппарата.

Алексей Лаков
председатель Городского суда Петербурга
“
Судейский корпус должен формироваться прежде всего из судебных юристов — это адвокаты, сотрудники юридических фирм, "судебники" из госструктур, например городского комитета имущественных отношений, других комитетов Смольного, прокуратуры и т. д. Такова логика судопроизводства и такова мировая практика. Именно судебный юрист с большим (порядка 10–15 лет) стажем может стать первоклассным и квалифицированным судьёй. Здесь также важен "технологический фактор" — детальное понимание того, как работает судебная система.

Андрей Тындик
управляющий партнёр адвокатского бюро "Юридическая контора Гессена"
“
Полагаю, что есть две разнонаправленные тенденции: с одной стороны, судебная система не очень ждёт в своих рядах выходцев из юридического бизнеса, адвокатуры, инхаус–юристов негосударственных компаний; с другой стороны, очевидно, что имеются некие сложности с социальным лифтом из помощника судьи в судью. Мне доподлинно известны случаи, когда, проработав более 5 лет в судебной системе помощником, люди уходят, понимая, что судьями им не стать. Можно было бы для решения существующей проблемы в качестве судей назначать людей предпенсионного возраста, которые имеют большой профессиональный опыт, но уже в силу возрастных особенностей не готовы искать клиентов, испытывают сложности с трудоустройством. Такая работа была бы для них своего рода венцом юридической карьеры.

Владислав Варшавский
управляющий партнёр юридической компании "Варшавский и партнёры"