Водители могут начать избегать медосмотров, опасаясь лишения прав из–за нового закона.
Свежая законодательная инициатива, принятая Госдумой в июне 2025 года, вводит принципиально новый механизм контроля за состоянием здоровья водителей. Однако этот шаг, направленный на повышение безопасности дорожного движения, может запустить целую цепь социальных и коррупционных последствий.
Мужчины в группе риска
Закон наделяет ГИБДД правом аннулировать действующие водительские удостоверения при выявлении медицинских противопоказаний к вождению, обнаруженных не только во время обязательных осмотров, но и в ходе обычной диспансеризации или визита в поликлинику.
"Принятие таких поправок является полезным и необходимым шагом для обеспечения безопасности дорожного движения, — считает руководитель направления медицинских проектов и инноваций “Инвитро” Алексей Никитин. — Ведь водители с заболеваниями, которые могут внезапно вызвать потерю сознания, дезориентацию, психомоторное возбуждение или нарушение когнитивных функций, представляют серьёзную опасность как для других участников движения, так и для самих себя. Аннулирование прав у таких лиц минимизирует эту угрозу".
Однако опрошенные "ДП" эксперты полагают, что реализация нового закона может столкнуться с серьёзными вызовами. Ключевым из них станет неизбежный страх водителей перед посещением поликлиник.
"Некоторые водители могут настороженно воспринять эту инициативу и начать избегать плановых медосмотров", — считает директор по коммуникациям ГК "Автодом" и ГК "АвтоСпецЦентр" Анна Уткина.
С ней согласен генеральный директор Ассоциации частных клиник Санкт–Петербурга Александр Солонин. "Принятие данного закона, несомненно, создаст предпосылки для ещё большего снижения уровня посещаемости поликлиник ввиду риска выявления симптомов заболеваний, из–за которых можно лишиться прав", — убеждён эксперт. По его словам, особенно это касается сильного пола, который и без того неохотно обращается к врачам.
"Сегодня продолжительность жизни мужчин на 10 лет меньше, чем у женщин. И одним из факторов является более редкое обращение мужчин в медицинские организации — по данным экспертов, более чем в 2 раза", — подчёркивает Александр Солонин.
Справки на продажу
Тем не менее Анна Уткина поддерживает идею регулярной проверки состояния здоровья водителей, объясняя, что ограничение права на вождение возможно лишь при наличии конкретных заболеваний, входящих в утверждённый Минздравом перечень. Это, например, тяжёлые психические расстройства, выраженная эпилепсия, серьёзные нарушения зрения, заболевания сердца с высоким риском приступов.
"Законопроект, который предусматривает взаимодействие медучреждений и МВД, не направлен на то, чтобы массово лишать людей водительских прав. Напротив — он предусматривает многоступенчатую и прозрачную процедуру контроля за здоровьем автовладельцев. Даже при выявлении потенциальных противопоказаний водитель направляется на дополнительное обследование, и только по результатам полной экспертизы принимается окончательное решение. Автоматического лишения прав не предполагается — механизм включает участие врачебной комиссии и учёт индивидуальной ситуации", — поясняет Анна Уткина.
Эксперты считают, что для решения проблемы уклонения от медосмотров необходима масштабная информационная кампания, а также разработка прозрачного механизма обжалования решений об аннулировании и заключений медкомиссий.
Такой шаг может помочь преодолеть и вторую возможную проблему — возрастание соблазна для недобросовестных медработников продавать липовые справки об отсутствии противопоказаний. Особенно водителям из группы риска (например, пожилым или людям с хроническими заболеваниями).
Если не будет принято необходимых мер, то водители, получившие уведомление о внеочередном освидетельствовании, несомненно, начнут предпринимать попытки обратиться в "лояльные" частные клиники, где за определённую плату можно будет получить положительное заключение, несмотря на проблемы со здоровьем.
"Рынок всегда отзывается на запрос и подстраивается под потребности потребителя. Этого избежать невозможно. Здесь просто повышается нагрузка на регулятора, задача которого предотвращать выдачу нелегальных справок", — комментирует основатель компании дистанционных осмотров "Предрейсовый" Сергей Виноградов.
По мнению эксперта, теперь медицинские учреждения, которые занимаются продажей справок, можно будет легко проверить в Едином реестре Минздрава. Тем не менее очевидна необходимость внедрения более эффективных механизмов контроля. Таких, как рандомизированные перепроверки заключений, строгий аудит клиник и даже уголовная ответственность за поддельные справки. В противном случае позитивный эффект закона может быть нивелирован ростом коррупции.
Оценивать рано
Ещё одним неизбежным последствием нового закона станет взрывной рост спроса на медосвидетельствования, который создаст значительную нагрузку на существующие медицинские структуры, в особенности государственные. Ведь помимо плановых осмотров раз в 10 лет, добавится поток направлений на внеочередные освидетельствования из поликлиник.
"Опыт подсказывает, что вначале ситуация действительно будет выглядеть сложнее и напряжённее. Но потом система, несомненно, приспособится", — уверен Сергей Виноградов.
Алексей Никитин полагает, что благодаря новому закону нагрузка на здравоохранение в конечном итоге даже снизится.
"Косвенно это может привести к снижению числа ДТП, а следовательно и к уменьшению нагрузки на систему здравоохранения (скорая помощь, стационары, реабилитационные центры), связанной с последствиями аварий", — поясняет он.
Впрочем, как отмечает Александр Солонин, данные статистики ГИБДД не показывают значимого влияния состояния здоровья водителей на количество ДТП. Более трети (35,9%) от общего числа ДТП произошли из–за отсутствия или плохой различимости горизонтальной разметки проезжей части, недостатков зимнего содержания и отсутствия дорожных знаков в необходимых местах. Также высокий процент ДТП происходит из–за водителей, которые находятся в состоянии алкогольного опьянения.
Но при всём вышесказанном не стоит забывать, что закон вступает в силу только в 2027 году. Так что лишь через 2–3 года с момента начала его действия можно будет провести анализ и сравнить положительные и отрицательные эффекты. Сейчас оценивать его преждевременно, сходятся эксперты.