Эксперты назвали +23 градуса порогом, за которым растёт смертность в Петербурге

Разговоры про аномальную жару пока что звучат как издевательство. Но не стоит забывать, что впереди ещё 2 месяца лета.
Автор фото: Сергей Ермохин
Разговоры про аномальную жару пока что звучат как издевательство. Но не стоит забывать, что впереди ещё 2 месяца лета.
Автор фото: Сергей Ермохин

Изменение мирового климата напрямую влияет на погоду в Петербурге. Специалисты считают, что в ближайшие годы средняя температура воздуха и зимой и летом будет расти, а аномальные явления — происходить чаще.

Синоптики считают, что отклонение среднемесячных температур в мае было в пределах, близких к норме: всего на 0,7 градуса ниже. Осадков же выпало больше нормы — 147%. Тем не менее многим горожанам последний месяц весны показался слишком холодным. В июне дожди и не подумали прекращаться. Тем временем аномальная жара, ежегодным усилением которой пугают читателей апологеты глобального потепления, что–то не спешит. Выходит, с нашей погодой снова что–то не так? Давайте разберёмся.

Опасно для жизни!

Согласно статистике, с начала 1970–х годов в Петербурге наблюдается рост температуры воздуха, увеличение годовых сумм осадков, а также уменьшение продолжительности залегания снежного покрова, средней скорости ветра и относительной влажности воздуха. Скорость роста среднегодовой температуры воздуха за 1971–2022 годы составила 0,45°С за 10 лет. Годовые суммы осадков за тот же период растут на 18,92 мм за десятилетие.
Дождливое лето вполне укладывается в указанную тенденцию. Но глобальные изменения климата всё–таки слишком сложное явление, чтобы торопиться с вынесением однозначных прогнозов.
Следует помнить, что важнейшей характеристикой климата Петербурга является частая смена воздушных масс. При этом гидротермические условия конкретного сезона будут зависеть от сложившейся синоптической ситуации. Соответственно, говорить о том, что лето или зима с каждым годом будут становиться теплее, по меньшей мере ненаучно. Тем не менее на фоне медленных климатических изменений отмечается существенный рост повторяемости жарких периодов.
Для Петербурга температурный рекорд — 37,1°С, зафиксированный 7 августа 2010 года, — всё ещё не побит. Но статистика среднемесячной температуры более значима для оценки ситуации, чем отдельные тепловые рекорды.
Характерная для нашего региона высокая влажность делает жаркие дни опасными для людей, имеющих проблемы со здоровьем. Один проблемный день можно пересидеть и дома с кондиционером, но длительные периоды жары при высокой влажности куда опаснее. Согласно мнению медицинских экспертов, температурным порогом, после которого начинает расти смертность, для города на Неве является 23°С.

Прогноз на полвека

По данным расчётов климатической модели Главной геофизической обсерватории Росгидромета, средняя годовая температура приземного воздуха в Санкт–Петербурге для середины XXI века (2041–2060 годы) по отношению к базовому климатическому периоду 1981–2000 годов может возрасти от 2,5 до 3,7°C. Причём наибольшего потепления следует ожидать в зимний период (от 2,9 до 4,5°C).
На фоне медленных климатических изменений, воспринимаемых нами очень субъективно, экстремальные явления сразу бросаются в глаза всем. При этом чаще случаться стали не только аномально жаркие периоды, но и другие опасные метеорологические явления. В том числе сильные атмосферные осадки, наводнения, ураганы и так далее. Годовое количество атмосферных осадков к середине века может возрасти на 100 мм.
В Петербурге утверждён и реализуется Региональный план адаптации к изменениям климата. Но возникает логичный вопрос: поможет ли он реально подготовиться к новым климатическим вызовам?
Все мы теперь получаем СМС–оповещения об аномальных осадках, гололедице и ураганных ветрах. А городские коммунальные службы, сельхозпредприятия и крупные производства заранее предпринимают тактические шаги, чтобы минимизировать возможный вред от капризов природы. Так что польза от метеонаблюдений и прогнозирования очевидна. Стоит лишь помнить, что абсолютно точных прогнозов не бывает. Хотя, по данным ведущих синоптиков Гидрометцентра России, краткосрочные прогнозы погоды оправдываются почти в 95% случаев, а недельные — в 85%.

Разгон облаков

А вот влиять на погоду мы пока толком не научились. Хотя определённые теории и наработки существуют. Самый известный и относительно давно практикуемый способ — это искусственный вызов дождей в одном месте, чтобы он не пролился в другом. Например, во время важных массовых мероприятиях в столице иногда проводят "засев облаков", чтобы они пролились дождями, не доходя до места, где организаторы надеются на ясную погоду. Кроме того, вызов осадков бывает нужен для орошения страдающих от засухи сельскохозяйственных полей. С другой стороны, разгон облаков ради мероприятия в Санкт–Петербурге может привести к ущербу фермерам на подступах к городу. Хотя использование данной технологии для подавления града, как правило, оценивается позитивно и фермерами в том числе.
Проблему глобального потепления иногда тоже предлагают решать с помощью распыления в атмосфере аэрозольных частиц. Идея в том, что рассеянный в стратосфере диоксид серы будет отражать часть солнечного излучения. Распылять предполагается на высоте 20 км, так как в более низких слоях атмосферы те же частицы послужат ядрами конденсации и быстро вернуться обратно на землю с осадками. Размещение частиц в сухой стратосфере позволяет дольше оставить их на орбите планеты. Таким образом хотят добиться понижения глобальной температуры на 0,6 градуса. Но приступать к реализации этого проекта не спешат. Не только из–за высокой стоимости, но и в связи с чисто техническими причинами: большинство летальных аппаратов действуют на высоте от 9 до 12 км. Добавьте к этому вероятность того, что создание аэрозольного щита пойдёт не по плану и диоксид серы выпадет на землю кислотными осадками…
Раз даже прогноз погоды на длительный период сделать сложно, а климат то и дело преподносит нам сюрпризы, то и кардинальное вмешательство в климатические процессы чревато непредсказуемыми последствиями. Уж лучше руководствоваться принципом "не навреди".
"Снижение выбросов парниковых газов представляется наиболее обоснованной мерой для снижения скорости глобального потепления в среднесрочной и долгосрочной перспективе", — считает исполняющий обязанности заведующего кафедрой климатологии и мониторинга окружающей среды СПбГУ Артём Павловский.
Так что, если нам выпало дождливое лето, будем утешаться тем, что большое количество осадков облегчает жизнь аллергикам, очищая воздух от раздражителей. А также делает кожу лица более молодой, в то время как солнце её сушит и старит. Ну а если лето всё–таки разгуляется во второй половине — будем радоваться теплу. У природы нет плохой погоды.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.