Сумма исковых требований к страховщикам по возмещению убытков по ОСАГО за год выросла в 11 раз. Средний размер иска превысил 4,6 млн рублей.
По данным Судебного департамента при Верховном суде РФ, в 2024 году в РФ к страховщикам предъявлено требований о возмещении ущерба по полисам ОСАГО на 179,9 млрд рублей при 15,9 млрд по итогам 2023 года. Вместе с тем по итогам рассмотрения судебных споров сумма снизилась до 19 млрд рублей, но и этот объём в 2,2 раза больше, чем в предыдущий период.
Автовладельцы пытаются отсудить миллиарды
Судебный департамент не публикует региональную структуру исков, но, по оценке опрошенных "ДП" экспертов, рост материальных требований к страховщикам в Петербурге идентичен ситуации в целом по стране.
В суд автовладельцы обращаются тогда, когда не удовлетворены суммой, выплаченной страховой компанией в рамках ОСАГО. Если же ещё были нарушены сроки выплаты или поздно направлено уведомление об отказе в страховом возмещении, владелец включает в иск и неустойку. Наиболее распространённое после 2022 года явление — нарушение сроков проведения ремонта из–за отсутствия запчастей для иномарок на станциях техобслуживания (СТО). Закон позволяет автовладельцам требовать компенсации за любые задержки сроков или при отказе в проведении ремонта. Размер штрафных санкций определяется в процентах от суммы денежной выплаты или стоимости работ по восстановлению автомобиля. Пени составляют 0,5–1% за каждый день нарушения в зависимости от его вида.
Исходя из статистических данных, средняя сумма заявленного требования в прошлом году составила 4,65 млн рублей при 479 тыс. годом ранее. При этом размер выплат по ОСАГО ограничен законом и составляет 400 тыс. рублей при имущественном ущербе и 500 тыс. при вреде здоровью. Таким образом, страховщики оказались в ситуации, когда автовладельцы игнорируют лимиты, установленные законом об ОСАГО. И требуют взыскания убытков, а не непосредственно страхового возмещения.
О подобном развитии ситуации, когда суды начнут присуждать суммы, превышающие лимиты ОСАГО, заговорили ещё в ноябре 2022 года. Верховный суд издал постановление, обобщающее судебную практику по применению законодательства об ОСАГО. И в пункте №56 определил, что потерпевший должен быть поставлен в то положение, в котором он находился бы, если бы страховщик исполнил обязательства надлежащим образом. То есть если ремонт автомобиля не был организован или СТО не может соблюсти сроки, страхователь имеет право на денежную компенсацию без учёта износа. Или если он выполнил ремонт самостоятельно, то финомбудсмен будет взыскивать затраты страхователя на ремонт, потому что тот понёс убытки в связи с неисполнением страховщиком своих обязанностей.
Как отмечали в Российском союзе автостраховщиков (РСА), когда такой подход по взысканию убытков примет тотальный характер, последствия начнут сказываться на стоимости полисов.

Стоимость полиса пока снижается
Если сумма ущерба превышает лимиты, определённые по ОСАГО, разницу должен возмещать из своего кармана виновник ДТП добровольно или по решению суда.
Судебный департамент учитывает в статистике все рассмотренные дела, участниками которых являются как физические, так и юридические лица (для них лимиты не действуют). Кроме того, учтены и дела, в которых страховые компании не фигурируют. Например, это могут быть судебные споры между пострадавшими и виновниками, у которых отсутствовал полис ОСАГО. Таковых, по данным РСА, 7–10% от общего количества собственников автомобилей.
По оценке экспертов, на существенный объём заявленных требований в судах в основном повлияли так называемые "автоюристы", которые активно выкупают права требования пострадавших к страховым компаниям. Именно они проводят независимые экспертизы по фактической стоимости ремонта, рассчитывают суммы штрафов и неустоек за неисполнение договорных обязательств. Затем учитывают все свои затраты и предъявляют досудебные претензии к страховщикам. Последние, чтобы избежать публичных судебных разбирательств, могут соглашаться с предъявленными суммами. Поэтому общая сумма выплат в рамках ОСАГО в целом по стране выше, чем зафиксированная судами.
За минувший год существенно выросло и количество исков. Всего было подано 88,6 тыс. исковых заявлений, что на 17% больше итогов 2023–го. Это результат недовольства автовладельцев действиями страховщиков и службой финомбудсмена, которая выступает как обязательный государственный инструмент досудебного урегулирования. Наибольшая доля рассмотренных дел, 37%, относится к суммам требований в диапазоне 100–300 тыс. рублей, 36% — до 100 тыс. рублей, оставшиеся 27% — свыше 300 тыс. Возросшие финансовые требования видны и исходя из изменения долей по суммам исков: в 2023–м они составляли 35%, 40% и 25% соответственно.
Вместе с тем по результатам судебных слушаний средняя присуждённая сумма оказалась в рамках лимитов: 271,2 тыс. против 141,2 тыс. рублей годом ранее (то есть она выросла в 1,9 раза). При этом пока неизвестно, как на желание автовладельцев судиться повлияют кратно повышенные осенью прошлого года судебные пошлины. Пока их сумма выросла в 1,6 раза, превысив 137 млн рублей. Согласно данным ЦБ РФ, в Петербурге по ОСАГО страховщики в 2024 году выплатили 8,16 млрд рублей при собранных премиях 17,27 млрд (то есть на выплаты направлено 47% от собранного). Годом ранее эти цифры составляли 6,9 млрд и 16,9 млрд соответственно (на выплаты ушло 40% от сборов). Совокупный объём выплат вырос на 18% при приросте объёма премий всего на 2%. Полисов за год было продано на 10% больше. В результате средняя цена полиса ОСАГО в городе по итогам 2024 года снизилась на 7%, до 9,78 тыс. рублей.
Пока страховщики прямо не говорят, что возросшие судебные расходы приведут к увеличению стоимости полисов для автомобилистов. Они сейчас пытаются решить проблемы с отсутствием запчастей, тотальным закрытием СТО и ростом числа мошенничеств. И регулятор активно их поддерживает, например вводя однодневные полисы или расширяя тарифные коридоры. Или аккуратно работая с жалобами на страховщиков. В I квартале 2025 года ЦБ РФ зафиксировал снижение их количества: всего регулятору было подано 5,6 тыс. обращений против 10,6 тыс. за аналогичный период прошлого года. Основная доля претензий — вопросы по ОСАГО, в абсолютном выражении их количество сократилось почти в 3 раза, с 8,2 тыс. до 3,5 тыс.
“
В нашей компании такое существенное увеличение заявленных сумм требований не наблюдается. Наоборот, сумма требований в судах по сравнению с прошлым годом снизилась за счёт оперативных улучшений процессов урегулирования и работы с жалобами клиентов, а также работы финомбудсмена. Можно предположить, что рост исковых требований произошёл на фоне негативной судебной практики, вызванной решениями судов в отношении страховых компаний, а также из–за тех компаний, которые не смогли наладить эффективное урегулирование взаимоотношений с клиентами в досудебном порядке.

Максим Алташкин
директор петербургского филиала "Ренессанс страхование"
“
Рост заявленных требований связан с отрицательной судебной практикой в сфере ОСАГО. Суды встают на сторону потребителя, и страховщик становится заложником ситуации, поскольку закон об ОСАГО не работает, его просто никто не соблюдает и игнорируются лимиты ответственности страховщика. Количество судебных исков растёт по всей стране, не только в Петербурге. И будет расти дальше, пока не поменяется судебная практика (об отказе во взыскании со страховщиков сумм сверх лимита и по рынку), поскольку это прибыльный бизнес для автоюристов и мошенников. Институт финансового омбудсмена не работает, поскольку даже если финуполномоченный выносит решение об отказе в удовлетворении требований потерпевшего, суды при этом взыскивают всё по полной.

Екатерина Голубева
руководитель дирекции урегулирования убытков СК "Двадцать первый век"