ФНС пытается взыскать 722 млн рублей с компании "БФА–Строй", которую она посчитала взаимосвязанной с "БФА–Монолит".
Очередное заседание суда намечено на начало июня 2025 года. ФНС по результатам проверки в 2022 году доначислила "БФА–Монолит" НДС, пени и штрафы, общая сумма требований превысила 722 млн рублей.
Состав учредителей общества незадолго до начала проверки изменился, из него вышла владевшая 30% компании Людмила Коган (№ 14 в Рейтинге миллиардеров "ДП" — 2024). По данным ЕГРЮЛ, сейчас бенефициарами общества являются два предпринимателя.
Не добившись погашения задолженности, ФНС привлекла к ответственности "БФА–Строй", выявив между двумя организациями признаки взаимосвязанности. В этой компании 30% по–прежнему владеет Людмила Коган. Оба общества выступали подрядчиками в жилом и коммерческом строительстве, в том числе выполняя работы и для группы "БФА–девелопмент".
"Финансово–хозяйственная деятельность “БФА–Монолит” последовательно переведена на “БФА–Строй” с целью избежания последующего взыскания задолженности, перешли активы, рабочий персонал и основные контрагенты", — приводится позиция ФНС в одном из решений Арбитражного суда Петербурга и Ленобласти.
На текущий момент в качестве обеспечения налоговая добилась арестов счетов "БФА–Строй" в девяти банках и регистрационных действий с 11 легковыми и пятью грузовыми автомобилями. Согласно картотеке арбитражных судов, обе компании оспаривают решения ФНС и судов нижестоящих инстанций. "ДП" направил запрос в "БФА–девелопмент".
“
"Судя по тексту судебного акта, скорее всего, осуществлён достаточно простой и бесхитростный перевод бизнеса с одной компании на другую. И едва ли такой способ может помочь, — рассуждает управляющий партнёр компании “ЮрТехКонсалт”, к.ю.н., арбитражный управляющий Алексей Николаев. — Если обычные кредиторы в похожих случаях вынуждены инициировать дело о банкротстве, чтобы привлечь к субсидиарной ответственности компанию, на которую был переведён бизнес, то НК РФ позволяет ФНС непосредственно обращаться за взысканием недоимки напрямую с взаимосвязанной компании".
По его словам, налоговая может самостоятельно собрать все необходимые доказательства (банковские выписки, сведения о продаже транспортных средств и объектов недвижимости, информацию о сотрудниках, которые перешли работать в новую компанию, и пр.), поэтому подобные споры с налоговой являются весьма непростыми и недешёвыми.
“
"Данный кейс может представлять собой пример борьбы ФНС с действиями, направленными на перевод бизнеса на иных лиц через перевод сотрудников, договоров, передачу основных средств и товарно–материальных ценностей с целью избежать обращения взыскания на ликвидные активы по претензиям налогового органа", — отмечает партнёр Maxima Legal, руководитель практики налогового и административного права Никита Дейнега.
По мнению эксперта, подобная активность налогового органа не является чем–то новым, служба давно ведёт системную работу по повышению собираемости налогов и сборов и борьбе с уклонением от принудительного взыскания.
"Попытки избежать исполнения налоговой обязанности через перевод бизнеса на связанных лиц имеют призрачные перспективы", — резюмировал Дейнега.