В начале 2025 года произошёл всплеск активности иностранных компаний по защите своих брендов в России. Они начали массово подавать заявки на регистрацию товарных знаков. Многие интерпретируют это как желание вернуться на российский рынок. Так ли это на самом деле — в материале "Делового Петербурга".
В апреле этого года стало известно, что Роспатент принял к рассмотрению заявку американской компании McDonald's на регистрацию товарного знака "Макдоналдс", поданную в декабре 2024-го.
Это далеко не первый пример подобных действий компании, ушедшей с российского рынка в 2022 году. Так, The Coca-Cola Company ещё в прошлом году получила в Роспатенте защиту в России для своего товарного знака Coca-Cola. Срок действия регистрации этого бренда продлён до августа 2034 года.
В апреле 2025-го южнокорейский автоконцерн KIA зарегистрировал в России товарные знаки, защита на которые будет действовать следующие десять лет. Аналогично поступил и Hyundai. Как ранее сообщал "ДП", новое руководство бывшего завода этой марки находится "в перманентном напряжении", ожидая истечения срока опциона для возврата корейцев — это произойдёт в начале осени. Есть разные версии того как будут развиваться события. Например, корейцы могут вернуться частично — не забирая завод обратно, но выступив в качестве технологического партнёра.
В апреле этого года официально зарегистрировал новый товарный знак в России со сроком действия до июля 2033 года шведский производитель товаров для дома IKEA. Владельцем активов шведской компании в Новгородской области стала компания "Слотекс". Она в 2024 году заявляла о намерении расширить своё мебельное производство и инвестировать в развитие двух площадок — арендуемых площадях завода Ford во Всеволожске Ленинградской области и завода IKEA в Новгородской области. А в середине апреля этого года президент России Владимир Путин принял участие в открытии нового завода компании "Слотекс" в Ленобласти.
На днях снова зарегистрировали свои торговые знаки в России американские Intel и Microsoft.
Почему иностранцы регистрируют бренды в России
“
"Зарубежные компании, которые ушли с российского рынка и перестали использовать свои товарные знаки в России, рискуют потерять их на основании неиспользования", — поясняет партнёр юридической фирмы INTELLECT, руководитель группы практик "Интеллектуальная собственность", патентный поверенный РФ Максим Лабзин.
Так, согласно ст. 1486 Гражданского кодекса РФ, после трёх лет неиспользования товарного знака любая компания вправе подать иск о досрочном прекращении правовой охраны такого бренда. Если владелец торговой марки не докажет, что всё-таки использовал её, то суд удовлетворит иск претендента на товарный знак. При этом обычно в этот момент в Роспатенте уже лежит заявка заинтересованного лица о регистрации такого товарного знака на его имя, и он получает его в свою собственность.
"Но допустимый трёхлетний срок неиспользования, до истечения которого иск подавать нельзя, начинает течь с даты регистрации товарного знака, — обращает внимание Максим Лабзин. — Потому-то иностранные компании и подают новые заявки на свои товарные знаки с небольшими отличиями, чтобы запустить по ним новый трёхлетний срок и защитить свой бренд от риска его потери".
Партнёр юридической компании Comply Максим Али поясняет, что в такой ситуации российской компании потребуется больше действий, чтобы прекратить охрану иностранных брендов. Следовательно, расходы и длительность процедуры возрастают, что может в теории отсечь часть российских компаний. "Но такие "вечнозелёные" заявки на товарные знаки суды считают злоупотреблением, и их можно тоже оспаривать", — говорит Максим Али.
Каковы затраты на регистрацию
Поскольку бренды уже существуют, то компании фактически необходимо оплатить работу только по регистрации. И стоимость этих услуг очень сильно варьируется. Например, у некоторых компаний есть свои собственные подразделения по обслуживанию интеллектуальной собственности, и расходы заложены в бюджет.
Стоимость услуг на рынке консультантов по защите товарных знаков стартует от 30 тыс. рублей, но если в регистрации помогает лидирующая фирма, то и 150 тыс. рублей не являются чем-то экстраординарным.
"Иностранцы часто работают с экс-ильфами (российские "дочки" иностранных юрфирм — Ред.), которые традиционно занимают верхний ценовой сегмент рынка, — уточнил Максим Али. — Справедливости ради, может отличаться и подход. Механически подать заявку может и первокурсник, вопрос в том, закончится ли регистрация успешно и помогает ли это решить стратегические задачи защиты бренда".
Общий размер всех государственных пошлин, которые нужно уплачивать на разных этапах делопроизводства по заявке на товарный знак, составляет 35 тыс. рублей + 3,5 тыс. рублей за каждый класс товаров/услуг свыше одного (товарные знаки регистрируются не вообще, а в отношении конкретных товаров, работ и услуг, сгруппированных по 45-ти классам Международной классификации товаров и услуг). А если таких классов в заявке больше пяти, то на завершающем этапе процедуры ещё добавляется 2 тыс. рублей за каждый класс. Стоимость услуг патентных поверенных — примерно столько же или чуть больше.
“
"В общем, если округлять, то можно сказать, что регистрация каждого товарного знака обходится в сумму порядка 100 тыс. рублей", — резюмировал Максим Лабзин.
Вернутся ли иностранцы в Россию
Вовсе не факт, что новая заявка говорит о возвращении IKEA, считает Максим Али. По его мнению, подача заявки на регистрацию товарного знака свидетельствует о том, что крупные иностранные компании играют вдолгую. То есть резонно предположить, что иностранный бизнес допускает возвращение через несколько лет.
“
"Товарные знаки рассматриваются как must have глобальной стратегии, поэтому к их регистрации иностранные бренды прибегали даже во времена СССР", — напомнил партнёр юридической компании Comply.
Вместе с тем, хотя зарубежные компании и ушли с российского рынка, но их оригинальные товары ещё пользуются популярностью у россиян и попадают на рынок страны, что влияет на общий объём продаж иностранного правообладателя и его выручку. "Если же бренд будет захвачен конкурентом, то любой импорт оригинальных товаров может быть тут же заблокирован. Россияне перестанут их покупать и исчезнет та часть выручки, пусть и небольшая, которую правообладателю давали их импорт и реализация в России", — подытожил Максим Лабзин.