Места общего пользования в ЖК: от транзитной зоны к точке притяжения

Автор фото: Пресс-служба РСТИ

Девелоперы уделяют всё большее внимание обустройству мест общего пользования (МОП) в жилых комплексах. Их просторность, необычная отделка и другие фишки — важные конкурентные преимущества при выборе покупателем жилья на первичном рынке.

Советские многоэтажки не отличались оригинальностью. Они, как правило, строились по типовым проектам: обязательная лестница перед входом в парадную, узкий лестничный пролёт, довольно камерные площадки на этажах, а лифта удостаивался лишь дом с 6 этажами и выше. Были, конечно, и исключения (дома по эксклюзивным проектам для партийной элиты), но они лишь подтверждали правило.
Переход экономики на рыночные рельсы, усиление конкуренции между застройщиками, простор дизайнерской мысли, да и просто прогресс изменили ситуацию. Размер входной группы, её дизайнерская отделка и обустройство всех остальных МОП стали визитной карточкой любого строящегося жилого комплекса. Ещё 5–7 лет назад это относилось главным образом к домам бизнес- и элитного класса. Теперь уже и в комфорт-классе почти не осталось проектов без фишек в МОП. Такие ЖК, особенно в мегаполисах, отправляют потенциального клиента куда-то в прошлое и потому становятся автоматически неконкурентоспособны. По разным исследованиям, данный фактор при выборе новостройки в качестве одного из приоритетных учитывают 50–60% покупателей, и эта доля постепенно растёт.
Согласно оценкам опрошенных "ДП" экспертов, за последние 5 лет площадь входных групп в ЖК комфорт-класса увеличилась на 10–15%, а в проектах бизнес-класса и выше — на 20–30%. Во многих проектах вход в подъезд расположен на уровне земли, без ступеней и пандусов. Тренд на безбарьерную среду важен для людей с ограниченными возможностями, но не только. Ушла в небытие и сложная планировка, при которой в доме так много коридоров и закутков, что лифт приходится порой искать. В парадных растёт высота потолков, появляются зоны ожидания, где, например, будет удобно подождать такси или встретить курьера с продуктами. В ряде ЖК спроектировано место для зоны ресепшн.
Среди других фишек — электроподогрев площадок перед входом, система грязезащиты, тёплый пол в тамбурах, бесшумные лифты, гостевые туалеты. В последнее время растёт спрос не только на колясочные, но и на кладовые в МОП. Скажем, велосипед зимой хранить в кладовке на первом этаже куда практичнее, чем на собственном балконе. Согласно июньскому опросу ВЦИОМ, 21% россиян включили кладовки в топ-3 удобств, необходимых жителям многоквартирных домов.
Традицией стала и особая дизайнерская отделка МОП, выполненная в стилистике и фирменных цветах ЖК, — это касается как открытых пространств, так и, например, почтовых ящиков. Один из примеров нестандартного подхода к дизайну — ЖК "Лайнеръ", который строится на Октябрьской набережной. Входные группы комплекса будут напоминать палубу корабля благодаря крупноформатному керамограниту, имитирующему натуральную палубную доску. Под высокими потолками — светильники в форме парусов. В холле планируется разместить интерактивный арт-объект — светодиодную панель в виде иллюминатора.
В составе некоторых новых проектов жилых комплексов появились центральные входные группы, которые отличаются увеличенным размером и дополнительным функционалом. Происходит заимствование отдельных опций у проектов более высокого класса, и центральные входные группы оснащаются зонами отдыха, мягкой мебелью, детскими игровыми пространствами, ресепшен с сотрудником. Таким образом, входные группы прошли путь развития от простой транзитной зоны к точке притяжения и месту, где с комфортом можно провести время.
Дизайн входных групп должен подчёркивать уникальность проекта, его характер и философию. В оформлении зачастую используются зеркальные поверхности, картины, инсталляции, дизайнерские светильники, авторские скульптуры. А, скажем, в лобби жилого комплекса Familia, который построен холдингом РСТИ на Петровском острове, установлен отреставрированный кабинетный рояль известной марки C.M. Schröder, изготовленный в 1907 году и принадлежавший членам императорской фамилии. Он является не просто частью интерьера, но и участником музыкальных вечеров для владельцев квартир в Familia. Наряду с роялем, украшением лобби-зоны являются парадная мраморная лестница и дизайнерская люстра. Высота потолка входной группы — 6,7 м. На втором уровне расположен лобби-бар.
Автор: пресс-служба РСТИ
Впрочем, гармония дизайна с архитектурой и большая входная группа постепенно перестают быть принадлежностью только премиум-проектов. Так, недавно выведенный на рынок холдингом РСТИ ЖК "Кинопарк" в Красносельском районе возводится на бывшей территории "Ленфильма", и тема кино нашла отражение в оформлении входных групп, детских площадок и мест отдыха взрослых. "Центральная входная группа высотой 9 метров будет украшена двойной винтовой лестницей, световой инсталляцией и другими многочисленными деталями интерьера, подчеркивающими главную идею и концепцию проекта — всеми любимого кино", — говорит коммерческий директор холдинга РСТИ Екатерина Немченко.
По её словам, при работе над продуктом маркетологи любой девелоперской компании тщательно изучают спрос, прогнозируют ожидания и требования целевой аудитории, стремятся определить вектор развития общественных запросов.
"Внутренние исследования предпочтений покупателей показали, что одним из главных приоритетов при принятии решения о приобретении квартиры является проект, его характеристики, но в более широком смысле, чем это было раньше. Помимо планировки и эргономики организации пространства самой квартиры, покупателей стала интересовать архитектура и инфраструктура комплекса, благоустройство прилегающей территории, размер и дизайн МОП. Создание мест общего пользования и формирование благоустройства требует большого внимания и креативного мышления. Нужно соблюсти соответствие всем нормативам и требованиям, продумать сценарии пользования, функционал и организацию пространства, придать уникальность через особенности дизайна и оформления", — добавляет Екатерина Немченко.