В Петербурге нашлось более 200 дорог без названия

Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"

В Петербурге более 200 дорог общего пользования регионального значения не имеют собственных названий.

Министерство транспорта завершило общественные обсуждения поправок к закону "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации", согласно которым все дороги общего пользования "должны иметь наименования" (а также идентификационные номера). Раньше исключение допускалось для дорог местного значения.
Как отмечается в пояснительной записке, это делается для того, чтобы сведения о дорогах вносились в систему контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов. То есть не в последнюю очередь для того, чтобы следить, на что выделяются деньги.
При этом предлагается изменить требования к названиям дорог. Сейчас в законе сказано, что "наименование автомобильной дороги, соединяющей населённые пункты, как правило, должно состоять из наименований соединяемых этой автомобильной дорогой населённых пунктов". Теперь, как следует из законопроекта, слова "как правило" убираются, требование становится ультимативным.
В комментарии ТАСС представители Минтранса заявили, что "уполномоченные органы власти и владельцы частных автодорог имеют право на присвоение имён собственных автодорогам по своему усмотрению и указанный порядок законопроектом не меняется". Наконец, законопроектом устанавливаются критерии для отнесения дорог к категории федерального значения.

Переулки и проезды

В Петербурге сейчас нет автомобильных дорог местного значения — только региональные и федеральные (так же как нет памятников архитектуры местного значения, что связано с особым федеральным статусом города). Таким образом, все они по закону "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности…" и ранее уже должны были иметь названия.
Но на поверку оказывается, что не все учтённые дороги обладают наименованиями в виде имён собственных. Часть названий скорее рассказывают, как проходит дорога, чем называют её.
Перечень дорог Петербурга приведён в постановлении городского правительства № 300 "О критериях отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального значения в Санкт–Петербурге…". Всего в нём около 3,8 тыс. объектов. По подсчётам "Делового Петербурга", более 200 объектов из этого числа имеют в своём титуле слова "без названия" и только затем уточнение в скобках, откуда и куда идёт та или иная дорога. То есть объект вроде бы назван — в том смысле, что соответствующая графа заполнена. Но сложно считать полноценным именем что–то вроде "Проезд без названия (от дороги в Каменку на запад через Большую Каменку)". Такие названия не выглядят ни описательными (достаточно было бы просто "Проезд от дороги в Каменку на запад"), ни именами собственными.
Общая длина такого рода проездов составляет более 70 км. Самый длинный проезд "без названия" в Петербурге (около 2,8 км) находится в Колпинском районе и идёт от моста через реку Ижору до Усть–Ижорского шоссе.
Больше всего таких проездов в Курортном (53), Петродворцовом (34) и Красносельском (25) районах. Меньше всего подобного рода белых пятен, разумеется, в центре города, который привлекает наибольшее внимание. Тем не менее, например, в Центральном районе есть проезд без названия длиной около 240 метров, проходящий от проспекта Бакунина до Херсонского проезда (за бывшей перехватывающей парковкой, где идёт воссоздание Борисоглебской церкви). В данном случае для дороги пока не смогли найти подходящее название.
В свою очередь на Петроградской стороне "без названия" остаётся проезд от Северной дороги до Яхтенного моста. Есть подобные места и в Василеостровском районе.
Кроме объектов "без названия" в перечне есть некоторое количество дорог, ведущих "в…", "к…" или как–нибудь ещё. Например, "Дорога в аэропорт", "Дорога на территории Александровского парка" или "Автодорога Белоостров — Выборг". Последнее название наиболее очевидно соответствует требованиям, предъявляемым законом "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности", поскольку содержит имена населённых пунктов.
Также есть Безымянные улицы (одна в исторической местности Старо–Паново, другая — в Песочном Курортного района), три Безымянных переулка (в Кронштадте, в исторической местности Мартышкино в Петродворцовом районе и в посёлке Тярлево Пушкинского района) и один Безымянный проезд (в Московском районе). Но, как ни парадоксально, как раз их можно считать полноценными именами собственными.

Работа по адресам

В постановлении № 300 дороги учитываются как существующие на местности физические объекты, отметил в комментарии "ДП" краевед и топонимист Андрей Рыжков. Поэтому в это постановление включаются в том числе боковые проезды крупных магистралей (например, Пулковского шоссе). Дорожникам удобно отмечать их как отдельные пункты в своём списке. Но давать этим объектам отдельные имена собственные не всегда целесообразно.
Кроме того, топонимическая комиссия — совещательный орган, который помогает присваивать названия в Петербурге, — может лишь опосредованно влиять на изменения, которые вносятся в постановление № 300. Комиссия работает с другим документом — постановлением № 117 "О Реестре наименований элементов улично–дорожной сети". Оно отличается тем, что в нём дороги рассматриваются с точки зрения названий на карте (топонимов, или, формально говоря, адресообразующих объектов).
Вот, например, существенная разница: в 117–м постановлении показаны не только существующие на сегодня, но и планируемые к постройке участки дорог, чтобы новостройкам можно было заблаговременно присвоить адрес по этим участкам.
В 90% случаев, когда городское правительство вносит изменения в постановление № 300 в части дорожных названий, оно руководствуется 117–м постановлением, но всё же не всегда. Это вторая причина, почему некоторые объекты в постановлении № 300 не имеют названий. Например, в 2021 году Смольный присвоил название Маркитантский переулку между Малой Пушкарской и улицей Воскова. Но в постановлении № 300 он не появился, там по–прежнему обозначен безымянный переулок в этом месте.

Описания достаточно

Наконец, по словам Рыжкова, третья причина заключается в том, что до каких–то дорог просто не дошли руки (либо их ещё не успели согласовать со всеми заинтересованными сторонами). Поэтому их нет в постановлении № 117.
Философская сторона вопроса заключается в том, должна ли каждая дорога иметь название в форме имени собственного. По своей сути название нужно для идентификации объекта, это способ отличить один объект от другого. Если по описательным характеристикам сложно понять, о каком объекте идёт речь (скажем, когда несколько улиц идут параллельно друг другу), тогда особенно целесообразно давать название в форме имени собственного, добавил Рыжков.