Российским строительным СРО потребовалась регулировка

Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"
Госдума рассмотрит поправки в законодательство о саморегулируемых организациях (СРО) в строительстве. Их внесла группа депутатов во главе с председателем парламентского комитета по строительству и ЖКХ Сергеем Пахомовым.
Пояснительная записка к законопроекту впечатляет своей прямотой. Вот лишь несколько цитат: "Анализ правоприменительной практики… показал низкую эффективность системы отбора профессиональных участников строительного рынка"; "До настоящего времени все 452 СРО… не смогли сформировать действенные механизмы самоконтроля профессионального сообщества"; "Это приводит к негативным последствиям: членами СРО являются подрядчики, не соответствующие установленным законодательством требованиям или вовсе прекратившие свою деятельность в сфере строительства… Деятельность таких подрядчиков приводит к низкому качеству строительства...".
Впрочем, едва ли эти откровения впечатлят тех, кто знаком с работой строительной отрасли. Остальным в двух словах поясним. Система СРО создавалась с 2008 года как замена лицензированию. Чтобы выполнять определённые виды работ, надо состоять в СРО и иметь от неё соответствующие допуски. Члены СРО платят взносы, из которых формируется компенсационный фонд. Из этого фонда производятся выплаты в случае причинения ущерба третьим лицам.
Ожидалось, что СРО будут заинтересованы в высоком качестве работ своих членов. По факту же ничего, кроме взносов, часть таких организаций не интересует. Возможно, самый вопиющий случай произошёл в Петербурге в 2018 году, когда лопнула одна из крупнейших местных СРО — "Строительный ресурс". Как сообщали СМИ, пропало от 4 млрд до 5 млрд рублей, которые перечислили в компенсационный фонд строительные компании. Отвечать пришлось в том числе главе Ростехнадзора по Северо–Западу, который по своей должности был обязан следить за деятельностью СРО. Он получил 5 лет по статье "Мошенничество".
Впрочем, это тот случай, когда поставить диагноз легче, чем прописать лечение. Конкретных мер в законопроекте немного: повысить контроль за СРО, а также требования к их членам в части открытости, упростить процедуру лишения СРО своего статуса. Основная же идея — создать некие общие стандарты СРО, благодаря которым последние заработают эффективнее. Сделать это должны будут национальные объединения строителей (своего рода "главные СРО"). То есть проблемы саморегулирования решит саморегулирование. Пока план такой.