Псевдожильё заняло уже почти половину рынка апартов в Петербурге

Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"
По данным аналитиков консалтингового центра "Петербургская недвижимость", за 9 месяцев 2024 года в городе реализовано 2,4 тыс. юнитов всех форматов, что на 14% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
"Большим спросом традиционно пользовались юниты в сервисных проектах (55% продаж). Формат “аналог жилья” покупали чуть меньше (41%), оставшиеся 4% приходились на элитные проекты", — сообщила заместитель директора "Петербургской недвижимости" Светлана Московченко.

Почему растёт спрос на апартаменты

Как говорят эксперты, продажи растут за счёт смещения части спроса из сегмента жилья в апартаменты после отмены льготной ипотеки. "Кроме того, практически не осталось вариантов для инвестиций в недвижимость с относительно небольшими суммами, кроме как в сервисные апартаменты", — замечает коммерческий директор ГК "ПСК" Сергей Софронов.
С ним согласна генеральный директор PLG, председатель комитета по гостиничной недвижимости Российской гильдии управляющих и девелоперов Марина Павлюкевич. "Популярность формата растёт как среди инвесторов, так и среди тех, кто покупает апартаменты для собственного проживания. И то и другое связано с отменой программы льготной ипотеки", — считает она.
При этом в апартаментах достаточно низкий порог входа: недвижимость можно купить за 3–4 млн рублей.
Востребованность сервисных апартаментов поддерживал и рост туристического потока. По официальным данным, за первые 9 месяцев 2024 года Петербург посетили около 8,5 млн туристов против 7,8 млн за аналогичный период 2023–го. "В ответ на растущий спрос сервисные апартаменты предлагают гибкие условия для размещения, адаптируясь как к краткосрочным, так и к более длительным срокам проживания", — говорит генеральный директор "Максимум лайф девелопмент" Игорь Карцев.
Ещё один фактор, позитивно влияющий на рынок, — рост спроса на долгосрочную аренду после отмены программы льготной ипотеки. "Поскольку купить жильё сейчас затруднительно, многие предпочитают снимать квартиры или юниты", — объясняет генеральный директор VALO Hospitality Константин Сторожев.

Бум псевдожилья

Как отмечают в "Петербургской недвижимости", продолжает увеличиваться доля несервисных апартаментов. За последние 3 месяца она прибавила 7 процентных пунктов (п. п.) по сравнению со II кварталом 2024 года. А за последние 5 лет спрос на апартаменты в этом сегменте вырос почти в 4 раза: если в 2019 году из 10 проданных юнитов лишь один был несервисным, то теперь — каждый второй.
"Апартаменты каждый приобретает для своих целей. Кому–то нравится жить в таком формате — мобильном, активном. Здесь есть своё сообщество, свой особый вайб", — говорит руководитель отдела продаж апарт–отеля Well Денис Розанов.
Как говорят участники рынка, у апартаментов есть ряд преимуществ по сравнению с жильём в новостройках — более низкая стоимость и расположение в локациях с уже давно сформированной инфраструктурой и отличной транспортной доступностью. "Чаще всего в них уже сделана чистовая отделка, а при покупке выдаётся сертификат на мебель. Минимум усилий и вложений — и недвижимость можно использовать для жизни или начать сдавать в аренду", — отмечает руководитель департамента продаж группы "Аквилон" в Петербурге и Ленобласти Максим Турта.
Кроме того, у владельцев псевдожилья нет необходимости платить комиссию управляющей компании, которая может составлять от 25% (при долгосрочной аренде) до 40–45% (при краткосрочной).

Ожидается вывод многозвёздных проектов

Несмотря на рост спроса на псевдожильё, основное предложение на рынке представляют всё же сервисные апартаменты. По данным "Петербургской недвижимости", сейчас в городе представлено 76 комплексов апартаментов общей площадью 250 тыс. м2, или 7,1 тыс. юнитов. "Лидирующую позицию занимала доля сервисных апартаментов (75%) — она увеличилась на 8 п. п. по сравнению с предыдущим кварталом. Это связано с выходом на рынок двух крупных проектов в сервисном формате — Saan от Hansa Group и Avenir Industrial от ГК “ПСК”", — рассказывает Светлана Московченко.
На несервисные апартаменты приходится 21% всего объёма предложения, из которых 5% — рекреационные проекты. Оставшиеся 4% выделяют в отдельную категорию, эта доля не изменилась.
На конец III квартала средневзвешенная цена 1 м2 апартаментов всех форматов в Санкт–Петербурге составила 306 тыс. рублей, что на 9% больше, чем год назад. За 3 месяца рост цен заметно замедлился — корректировка составила около 0,6%, в то время как относительно начала года цена выросла на 6%.
По мнению генерального директора компании RBI PM (входит в группу RBI) Евгении Мироненко, в дальнейшем предложение в сегменте апарт–отелей будет пополняться в первую очередь проектами уровня четыре–пять звёзд. "Именно в этих сегментах сейчас наибольший дефицит мест для размещения", — говорит она.
Многие покупатели переориентировались на рынок апартаментов с квартир, особенно инвесторы. Если в прошлом для жилой недвижимости была характерна 20%–ная доля инвестиционных сделок на старте проекта, то сейчас такие сделки с квартирами единичны. Инвестиционный спрос перетекает в апартаменты, особенно гостиничные, потому что сочетание хорошей локации, низкого порога входа и широкого спектра услуг от управляющей компании гарантирует стабильную доходность как при покупке лота для получения пассивного дохода, так и при последующей перепродаже апартаментов в качестве готового арендного бизнеса. При этом запрос на качественный номерной фонд продолжит расти, чему способствует развитие внутреннего туризма и общий тренд на мобильность и частую смену места проживания среди молодёжи.
Татьяна Халилова
директор департамента продаж GloraX
Апартаменты покупают как хороший актив, понятное вложение и по–прежнему возможность для капитализации. В зависимости от концепта, локации и инфраструктуры покупатели соотносят свои цели и задачи под данную инвестицию. Есть инвесторы, которые приобретают апартаменты для гибридной схемы в зависимости от ситуации на рынке и личных нужд. Причём данный формат работает как переход от аренды к проживанию, так и наоборот. В первом случае собственники пробуют сдавать через УК, понимают, что объект их привлекает для самостоятельной жизни, и начинают жить. Во втором случае инвесторы сначала проживают, ожидают полного запуска и пика узнаваемости объекта и передают в профессиональное управление гостиничному оператору свой актив.
Николай Антонов
генеральный директор УК "М/ТЛ–Апарт" (входит в ГК "БестЪ")
После отмены программы господдержки многие покупатели начали смотреть в сторону апартаментов для самостоятельного проживания. С одной стороны, они интересны более удобной локацией — близко к центру либо рядом с метро. С другой — имеют более насыщенную, чем в ЖК, инфраструктуру и сервис, как в отеле высокого уровня. В любом случае апартаменты в первую очередь интересны как доходная недвижимость. Для инвесторов это надёжный, понятный инструмент, который благодаря разным программам рассрочки позволяет грамотно дифференцировать активы.
Александр Терентьев
директор по продажам Hansa Group
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.