Депутаты Госдумы хотят ограничить рекламу услуг по списанию долгов и оформлению банкротства. Игроки рынка считают, что на индустрию это почти не повлияет.
Сенаторы Андрей Кутепов и Ахмат Салпагаров внесли в Госдуму законопроект, запрещающий рекламу услуг правовой помощи гражданам в сфере внесудебного банкротства без указания их стоимости. Как уточняется в пояснительной записке, реклама о "списании долгов" и "освобождении от финансовых обязательств" граждан в сфере внесудебного банкротства формирует ощущение доступности этой меры и мнение об отсутствии последствий.
По информации "Федресурса", в I квартале 2024 года было опубликовано 12 654 сообщения о возбуждении процедур внесудебного банкротства граждан. Это в 5 раз больше, чем за аналогичный период прошлого года. С января по март процент начатых дел к числу поданных заявлений вырос с 69 до 92%.
"Всего за период существования внесудебного банкротства с сентября 2020–го по март 2024–го стартовали 42 102 процедуры с суммой долга 17,26 млрд рублей, завершены 21 267 процедур с долгом 7,3 млрд рублей, доля начатых дел составила 69%", — пишут авторы законопроекта. По их мнению, на этом рынке много мошенников и нет правил для рекламы. Поэтому растёт число недобросовестных услуг. Ежегодно россияне отдают за них около 50 млрд рублей. Цена на "освобождение от долгов" начинается от 15 тыс. рублей и может достигать 300 тыс.
Если законопроект примут, рекламодатели должны будут указывать стоимость услуг и информацию о правовых последствиях личного банкротства. К ним относятся продажа практически всего имущества должника, оспаривание сделок, невозможность получить кредит после банкротства и прочее. Также авторы документа предлагают запретить указывать в рекламе обещания прекратить финансовые обязательства гражданина — формулировки "списание долгов", "избавление от долгов", "очищение кредитной истории", "освобождение от долгов" и схожие по смыслу выражения.
Управляющий партнёр юридической компании 4R Group Михаил Бойцов сомневается, что законопроект примут, по крайней мере в предложенной редакции.
"Например, термин “негативные последствия” нуждается в раскрытии, так как это оценочная категория. В законе о банкротстве такого понятия нет. Предполагается, что ответственность за распространение такой рекламы будет нести рекламодатель. Не думаю, что закон окажет существенное влияние на рекламный бизнес, так как требования, описанные в законопроекте, исполнить несложно", — прокомментировал юрист.
По словам генерального директора коммуникационного агентства PR Partner Инны Анисимовой, защита от недобросовестной рекламы может побудить потребителей внимательнее относиться к финансовым продуктам и услугам, повысит их способность принимать обоснованные решения. Законопроект действительно может помочь избежать недобросовестной информации и защитить от мошеннических схем.
"Привлечение внимания к вопросам финансовой грамотности и защите прав потребителей — это важный шаг к созданию более здоровой и этичной рекламной среды. Но с точки зрения рынка закон глобально не скажется, так как коснётся менее 0,1% всех рекламодателей", — отмечает при этом собеседница "ДП".
PR–менеджер коммуникационного агентства PR Perfect Александра Сиделева согласна с тем, что инициатива поможет внести дополнительную ясность в рекламные материалы.
"Инициатива полезна в первую очередь для потенциальных клиентов таких компаний, а не самих рекламораспространителей. Есть сомнения насчёт того, как рекламораспространитель сможет разместить всю нужную информацию о негативных последствиях банкротства на традиционных рекламных инструментах: баннерах и объявлениях. Возможно, мы увидим предостережения в таком же формате, как делают надписи на сигаретах", — рассуждает эксперт. Она добавляет, что дисклеймеры в рекламе обычно не ограничивают интереса рекламодателей к такому виду продвижения.