Рынок глэмпингов сбавляет обороты. Его развитие тормозят непроработанность правового поля, запутанные земельные отношения и сложности с поиском инвестиций.
Несколько лет назад в Ленинградской области начался бум глэмпингов — более дорогих и "гламурных" кемпингов, которые объединяют в себе отдых в живописных местах с комфортом уровня гостиницы. Посетителей размещают в автономных модулях, адаптированных для жизни морских контейнерах, деревянных А–образных домиках с вытянутыми потолками, купольных домах и т. д. На территории городка может располагаться ресторан, зона барбекю, баня и различные варианты развлечений.
Хотя количество таких баз отдыха продолжает расти, эксперты полагают, что интенсивность развития рынка убавилась. Бизнес, получивший большую популярность за счёт быстрых сроков строительства, сравнительно низких затрат на возведение и быстрых сроков окупаемости, оказался не таким простым.
Неоднозначный спрос
По данным Ассоциации глэмпингов России, в стране насчитывается 462 глэмпинга, из них в Ленобласти — 38. Регион опережает только Московская область, в которой работает 56 проектов.
По данным компании "Петербургская недвижимость", дома–шалаши, сафари–тенты и геокуполы составляют 10% предложения на рынке загородных средств размещения Санкт–Петербурга и Ленобласти. В 2023 году рынок пополнился пятью новыми объектами. Самые крупные — "Майтри Кэмп" в Выборгском районе, "Северный Крым" в Лужском районе и Shanti Ozero в Приозерском. Эксперты отмечают, что статус "больших" получают глэмпинги, содержащие от 15–20 юнитов.
По словам президента Ассоциации глэмпингов России Жанны Кира, большая часть проектов располагается вдоль дороги из Петербурга в Карелию. Сейчас на рынке преобладают круглогодичные глэмпинги. Базы отдыха, которые раньше были летними, переходят на всесезонное обслуживание. "Изначально все ставили палатки, теперь происходит переформатирование на домики. Во всех регионах России, кроме Краснодара и Крыма, где ярко выражена сезонность, выгоднее работать круглый год", — подчёркивает Жанна Кира.
По данным сервиса "Островок", с начала года число бронирований в глэмпингах Ленинградской области выросло в 3 раза относительно аналогичного периода в прошлом году. По данным компании "Петербургская недвижимость", средняя стоимость отдыха в глэмпинге за сутки в Ленобласти составляет 6,8 тыс. рублей в будни и 9,2 тыс. рублей в выходные дни. В Ассоциации глэмпингов России считают, что средняя арендная ставка в российских глэмпингах составляет 10,5 тыс. рублей. "В мае этого года Санкт–Петербург и Ленинградская область вошли в тройку наиболее популярных направлений для проживания в глэмпингах. Обычно россияне бронируют глэмпинги Санкт–Петербурга и Ленобласти на сутки, средний чек в мае составил 6,8 тыс. рублей", — комментируют в сервисе путешествий MTC Travel.
При этом Антон Игнаков, владелец глэмпинга "Веззика", который находится на берегу Ладожского озера в Волховском районе, замечает, что потребительский интерес смещается с дорогих баз отдыха на более доступные. "На падение спроса в дорогих проектах указывают большие скидки, доходящие до 20–30%. Клиенты из крупных глэмпингов с высокой ценой перебираются к нам. Я это связываю с уменьшением платёжеспособности населения", — поясняет эксперт. В этом году стоимость проживания в его глэмпинге поднялась на 10%. Однако подорожание нивелируется скидками в случае неполной загрузки домиков.
“
"Зачастую глэмпинги расположены в уникальных локациях, в которых невозможно строительство традиционных отелей, что делает опыт размещения в них по–своему уникальным. Однако такой отдых нельзя назвать бюджетным: за январь–май 2024 года средняя стоимость забронированной ночи в глэмпингах составляет 9,3 тыс. рублей, что на 16% выше, чем в 2023 году (8 тыс. рублей). Стоимость проживания в глэмпингах сопоставима с отелями категории четыре звезды, где цена за суточное размещение составляет 9,9 тыс. рублей", — отмечают в пресс–службе "Островка".
Не прописаны в законе
Определение глэмпинга до сих пор отсутствует в нормативно–правовом поле сферы гостеприимства. Для бизнеса это является серьёзной проблемой и порождает разного рода казусы.
"Мы работаем по системе ИП. В начале ведения бизнеса взяли патент, который посоветовала налоговая. После изменилась прописка и начались проверки. Теперь налоговая утверждает, что патент, по которому мы работаем, не подходит и необходимо доплатить налоги за 2023 и 2024 годы. Если раньше я платил 40 тыс. рублей, то теперь буду должен 300 тыс.", — сетует владелец глэмпинга "Веззика".
Актуальной остаётся и проблема земельных отношений. Выкупить подходящий участок с красивыми видами в лесу практически невозможно, поэтому единственный вариант — аренда. Но и тут не всё так просто. По словам Антона Игнакова, для аренды под глэмпинг земля должна иметь туристическое или рекреационное назначение, а таких участков довольно мало.
Другая сложность связана с привлечением инвестиций. В основном владельцы используют кредитные средства и собственные накопления. "На данный момент в моём глэмпинге стоят четыре геокупола, ресепшн, две бани, купель и летние террасы. Летом также ставим шатры. Порог входа в 2021 году составил 7 млн рублей без покупки земли. Для увеличения на 10 юнитов сейчас понадобится около 25–26 млн рублей. При самостоятельном возведении глэмпинга окупаемость составляет в среднем 5 лет. В настоящих условиях для создания проекта на 10 юнитов с выкупом земли потребуется примерно 60–70 млн рублей. Средняя маржинальность находится на уровне 10–30%", — констатирует Игнаков.
Проблемы создаёт и удалённость объектов от города. Найти персонал, который будет готов поменять урбанизированный мир на природу, бывает довольно сложно. Для устранения текучести кадров глэмпинги в летний период привлекают студентов, а в остальное время сокращают рабочие места, увеличивая при этом зарплаты и ориентируясь на более квалифицированный персонал.
Москвичи делают кассу
Участники рынка замечают, что в межсезонье основную массу клиентов составляют жители Петербурга и Ленобласти. В сезон же происходит наплыв туристов из Москвы. "Клиенты из столицы делают 80–90% выручки летом. В этом году к нам даже приезжали гости из Китая. С одной стороны, это редкость, а с другой — хотелось бы больше привлекать клиентов из других стран. Мы изучаем рынок туристов из Китая в Северо–Западном регионе, чтобы понять, как туда зайти с рекламой, чтобы было реальное привлечение", — делится Антон Игнаков.
По его мнению, вложения в привлечение иностранных туристов перспективны. При условии надёжного канала обеспечения турпотока это может помочь решить проблему привлечения клиентов в межсезонье.