Нехватка кадров и расходы бизнеса: что говорят эксперты о главных темах ПМЭФ

Автор фото: AI

Эксперты в области IT и маркетинга называют самыми актуальными темами ПМЭФ кадровый вопрос, а также использование технологического инструментария в решении бизнес-задач.

Нехватка персонала остаётся ключевой проблемой, ограничивающей рост производства и выступающей базой для повышенной инфляции. При этом дефицит рабочих рук наблюдается не только в России, но также в Европе и США.
Помимо этого, считают эксперты, для компаний высок риск потерять специалистов из сфер IT, маркетинга, менеджмента, а также квалифицированных рабочих, которые жизненно необходимы бизнесу, поскольку сегодня сформировался рынок соискателя, который стал достаточно требователен к условиям труда и вознаграждениям. Люди стремятся не столько закрепиться на рабочем месте, сколько найти то, что будет максимально отвечать их интересам.

Недосчитались ресурса

Кадровая потребность сегодня измеряется даже не в сотнях тысяч, а в миллионах людей. Дефицит наблюдается во всех сферах: от энергетики до потребительского рынка, а также на разных позициях (и руководителей подразделений, и исполнителей). Помимо ниш, в которых важен творческий подход и умение принимать решения, существуют и рутинные задачи, их также требуется выполнять сотрудникам компаний. Такая работа обычно отнимает много сил, принося при этом сравнительно невысокий доход. Эта ситуация приводит к выгоранию специалистов и высокой текучке на местах.
По мнению экспертов, решить проблему может помочь более активное использование технологий. С развитием цифровых возможностей и ИИ появилось достаточно много инструментов, которые позволяют избавить человека от большого количества рутины.
Некоторые работодатели в целях удержания персонала идут по пути повышения зарплат, аппетиты сотрудников же только растут. Однако предел, до которого бизнес может позволить себе увеличивать расходы, уже близок, рост зарплат успел дважды обогнать инфляцию, считает руководитель MANGO OFFICE в Северо-Западном федеральном округе Алексей Горбунов.
По его мнению, один из вариантов решения такой проблемы — приглашение на работу иногородних специалистов, в домашнем регионе которых рынок труда не так перегрет, как в Петербурге, они могут иметь меньший уровень зарплатных притязаний. В мегаполисах, кстати, помимо высоких ожиданий по финансам кандидаты обращают внимание на возможность гибридной занятости, более того, если такого работодатель не предлагает, это может стать аргументом к отказу трудоустраиваться в компанию.

Гости дорогие

Второй значимый вопрос для бизнеса, где технологии позволяют оптимизировать затраты — стоимость привлечения клиентов и их обслуживание. По разным оценкам, этот показатель вырос от 1,5 до 5 раз с февраля 2022 года по февраль 2023-го. В частности, на рынке электроники — в 3 раза, одежды — в 2 раза, продуктового ретейла — в 1,5 раза, недвижимости и авто — в 5 раз.
Алексей Горбунов отмечает, что уже известны случаи, когда суммы, вкладываемые в это, превысили финансовые показатели, которые компания получала в результате такой работы. Случаются и такие ситуации, когда бизнес привлёк клиента, заплатил за это 100 рублей, а клиент принёс 90 рублей, этот сценарий в результате оборачивается для организации работой в убыток.
Разумеется, не возникает сомнений в необходимости проведения аналитики рынка, однако в нынешних реалиях маркетологам и специалистам по продажам приходится сталкиваться с большим объёмом данных, что увеличивает риск ошибки из-за человеческого фактора. В подобных ситуациях роль цифровых инструментов сложно переоценить, поскольку они позволяют свести вероятность таких инцидентов к минимуму.
"Технологии отслеживают, откуда пришли клиенты. В соответствии с этой информацией система проставляет на этих рекламных каналах определённые теги. Этот стык автоматизации позволяет, если не снизить стоимость лида, то по крайней мере привлекать те лиды, которые окупаются", — поясняет Алексей Горбунов.
Среди инструментов, которые могут оказаться полезны, эксперты выделяют колл-трекинг, сквозную аналитику и другие martech-продукты. Всё это позволяет отслеживать, откуда пришли "правильные" клиенты и убедиться, что они принесли деньги.
Эксперты уверены: использование этих инструментов, может помочь бизнесу устоять в условиях таких экономических факторов, как нехватка трудового ресурса, а также подорожание трафика. К тому же, коммуникации с клиентами могут стать более эффективными.

Главная повестка

В рамках ПМЭФ в числе прочих будет затронута тема, посвящённая трансформациям в экономике, происходящим благодаря цифровым инструментам. Алексей Горбунов считает, что главные тренды последних пары лет — омниканальные платформы и человекоцентричность.
"Наш яркий пример — это компания ВкусВилл. Сейчас у них огромный штат людей — около 30 тыс. человек, причём его нужно постоянно расширять, поскольку обороты и объёмы продаж растут. С этой целью бизнес может прибегнуть к классической системе найма сотрудников, предполагающей обзвоны кандидатов вручную. Другой вариант — использовать современные платформы, которые умеют автоматически обрабатывать огромное количество заявок кандидатов и быстро набирать тысячи сотрудников. У ВкусВилла, например, благодаря использованию такого инструментария, скорость найма выросла в 1,5 раза", — поделился он.
По данным опросов экспертов рынка труда, 62% респондентов в бизнес-среде считают, что автоматизация HR-процессов повышает эффективность подбора персонала. Интересно, что 72% крупнейших компаний (штат более 3 тыс. человек) так или иначе используют автоматизацию.