Ключевая отрасль: перспективы суперверфи под Петербургом остаются туманными

Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"

Ориентиры для развития гражданского судостроения до 2035 года определены. Но пока не озвучены итоги аудита крупнейшего игрока отрасли — Объединённой судостроительной корпорации. Под вопросом остаётся и строительство суперверфи под Петербургом.

Минувшей весной правительство страны по поручению президента вплотную занялось развитием судостроения в гражданской отрасли.
В апреле несколько министерств получили задание оценить масштабы и стоимость модернизации российских верфей, разработать план строительства гражданских судов, а также способы обеспечить их конкурентоспособность на период до 2035 года. Отвечать за выполнение этой задачи будут в основном Минпромторг, Минфин и Минэкономразвития. Документ планируется представить правительству до 25 декабря 2024 года.
"Президент подчёркивал, что необходимо более активно развивать собственные компетенции в области судостроения, добиваться технологического суверенитета по критическим позициям судового оборудования, самым значимым производственным процессам", — подчеркнул председатель правительства России Михаил Мишустин.
Кроме того, Минпромторгу предстоит до 4 сентября актуализировать стратегию развития судостроительной промышленности до 2035 года с учётом анализа рынков судостроения и трендов их развития. А совместно с Минтрансом, Минсельхозом, Минвостокразвития и Минфином — до 30 октября — разработать предложения о том, как расширить программы льготного лизинга гражданских судов, в том числе проработать вопрос о расширении количества их операторов. Их планируется представить до 27 ноября.
Отдельный блок поручений касается непосредственно государственной Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) — крупнейшего игрока рынка, — в составе которой до 80% всех судостроительных мощностей в стране. В том числе Минпромторг вместе с банком ВТБ до 3 июля планирует завершить инвестиционную программу госкорпорации. Планируется, что в неё включат планы по модернизации действующих верфей и строительству новых. Кроме того, до 2 октября Минпромторг должен доработать и утвердить стратегию развития ОСК.

Что известно о планах по развитию ОСК

Напомним: в 2023 году по решению президента России акции ОСК передали в доверительное управление банку ВТБ на 5 лет. Для корпорации начался новый этап, который, как ожидается, будет связан с переходом на качественно иной уровень развития.
В ВТБ воздержались от комментариев об итогах аудита госкорпорации, так же как и о планах строительства новой верфи вблизи Петербурга и предстоящих инвестициях в них. По оценке самой госкорпорации, с момента её создания в 2017 году коллективы верфей и конструкторских бюро проделали огромную работу и практически возродили судостроительную отрасль страны.
"Вместе с тем сегодня мы живём уже в других условиях — и технологических, и геополитических. Мировое судостроение шагнуло далеко вперёд. И перед Россией встала задача не просто нагнать лидеров, а сформировать базу для опережающего развития отечественного судостроения с выходом на самую долгосрочную перспективу", — отметили в ОСК.
Логично, что президент страны, который и был инициатором создания ОСК, теперь предложил стратегически перестроить и финансово оздоровить крупнейший судостроительный холдинг. Поставлена задача провести глобальную модернизацию верфей и повысить производительность всех предприятий, которые входят в госкорпорацию, а также заменить устаревшие технологии строительства судов на современные. И что особенно важно — обеспечить конкурентоспособность российского судостроения с учётом нынешних вызовов и мировых трендов.
"Такой системный перезапуск отрасли, безусловно, требует не только значительных инвестиций и государственной поддержки, но и внедрения новых финансовых и управленческих моделей", — говорят в ОСК. Вероятно, по этой причине к работе привлекли банк ВТБ, у которого есть необходимые компетенции и опыт реализации крупных инфраструктурных проектов, а также хорошее знание проблем судостроения.
Аудит дочерних предприятий ОСК запустили уже в первые месяцы после передачи управления по инициативе нового руководства. Напомним: глава ВТБ Андрей Костин занял пост председателя совета АО "ОСК" и вместе с новым гендиректором госкорпорации Андреем Пучковым начал инспекцию ключевых активов, проверку хода выполнения заказов. Они провели встречи с директорами верфей и их трудовыми коллективами.
Как рассказали в ОСК, на встречах обсуждали производственные программы верфей, мероприятия по модернизации, загрузку предприятий и социальные вопросы. "Такие встречи, помогающие оценить ситуацию на предприятиях, будут проводиться и дальше. Одновременно с этим проходят изменения в руководящем составе заводов, что является неотъемлемым процессом перенастройки системы управления и команды под новые задачи", — подчеркнули в ОСК.
Публично итоги этого аудита не озвучивались. При этом, как отмечают в госкорпорации, "сейчас уже есть понимание, как решать накопленные проблемы и какие приоритеты определят работу судостроителей на ближайшие годы". Планируется, что эти новые подходы войдут в основу обновлённой стратегии развития ОСК до 2035 года. Этот документ должен прийти на смену предыдущему, принятому около 10 лет назад. Проект стратегии представили в конце марта на стратсессии правительства России под руководством Михаила Мишустина. Он содержит ключевые направления, в том числе модернизацию верфей с их одновременной специализацией, серийное строительство судов, создание новых производственных площадок, а также расширение компетенций в морском приборостроении и машиностроении.
Отдельное внимание будет уделено повышению производительности труда и развитию кадрового потенциала, а также цифровизации отрасли.
"ОСК уже начала движение в этом направлении, и это не только повысит производительность, но и приведёт к полной смене технологического уклада корпорации. Что касается типов судов, которые планируется строить, то в нынешней ситуации очень большой спрос на российскую продукцию различного назначения. Это касается как военного, так и гражданского сегмента — сухогрузов, танкеров, рыбопромысловых, туристических судов. Разумеется, продолжится создание уникальных объектов и судов, таких, как, например, ледоколы", — подчеркнули в ОСК.

Как будут обновлять судостроительную отрасль

Федеральные власти не впервые уделяют внимание развитию отечественного судостроения. Например, игрокам рынка возмещают проценты по кредитам и лизинговым платежам на покупку судов, субсидии на их строительство или разработку судового оборудования. Действует и льготный лизинг гражданского транспорта, который реализует государственная ГТЛК. Но при этом верфи не справляются со сроками сдачи уже заказанных судов, они загружены на многие годы вперёд. Другая проблема — низкое качество проектирования, зависимость от импортных поставщиков, небольшая серийность и постоянный рост себестоимости.
Новых мощностей требует и форсируемое властями развитие Северного морского пути (СМП). Иными словами, как полагают эксперты, "взбодрить" отрасль можно, только одновременно инвестировав в её развитие. Достигать этих планов будут уже объединёнными усилиями ОСК и ВТБ.
В ноябре 2023 года Андрей Костин предложил радикальное решение проблемы: построить новые верфи. По его словам, места для них уже присмотрели: на Дальнем Востоке и недалеко от Петербурга. По более ранним оценкам Костина, вложить в судостроительную отрасль потребуется от 500 млрд до 1 трлн рублей. Напомним: в Петербурге сегодня работают пять крупных верфей, входящих в состав ОСК. Это Адмиралтейские верфи, Северная верфь, Балтийский завод, Средне–Невский судостроительный завод и Кронштадтский морской завод. В городе также расположены несколько проектно–конструкторских бюро этой госкорпорации и профильных государственных вузов.
Идею строительства суперверфи — правда, в партнёрстве с "Росатомом" — ранее высказывал глава корпорации Алексей Лихачёв. Положительно её оценивал и глава ОСК (на тот момент) Алексей Рахманов: строитель современных ледоколов Балтийский завод по сути "заперт" градостроительными решениями, вокруг него строится много жилья. "Рассчитывать на то, что на Васильевском острове появится огромный эллинг… достаточно сложно", — отмечал он. В целом то же можно сказать и о других петербургских верфях, кроме заводов в Выборге и Кронштадте.
Если говорить о потенциальных заказах, эксперты видят несколько наиболее перспективных направлений для новой верфи. Первое — строительство атомных модернизированных плавучих энергоблоков для Баимского горно-обогатительного комбината на Чукотке. Первые из них уже заказали китайской верфи — российские предприятия не смогли взять заказ с такими сжатыми сроками исполнения. Второе потенциальное направление — строительство коммерческого флота с большим дедвейтом, который может обеспечивать внутренние и транзитные перевозки в Арктике.
Как сообщалось ранее, в рамках развития СМП до 2030 года планируется построить 55 грузовых судов ледового класса. А к 2035–му СМП должен стать полноценным аналогом южного маршрута из Азии в Европу через Суэцкий канал. Несколько таких судов для "Роснефти" и "Новатэка" взялась построить дальневосточная "Звезда", но и её портфель заказов заполнен на несколько лет вперёд.
Третье направление — строительство судов снабжения ледового класса Arc7 типа "Норильский никель": сейчас они есть только у этой компании, а советские аналоги уже достигли преклонного возраста. Новая суперверфь могла бы начать строить балкеры и танкеры необходимого арктического класса.
При этом действующие верфи ОСК в Петербурге также нуждаются в модернизации. Их суммарная мощность на данный момент составляет только 24 гражданские единицы в год, подсчитали в государственном Центре технологии судостроения и судоремонта. По озвученным ранее оценкам, модернизация и реконструкция Балтзавода до 2035 года оценивается в 74 млрд рублей. Северной верфи — примерно в 100 млрд рублей. Стоимость строительства верфи в Кронштадте — 300–400 млрд. Будут ли эти проекты реализованы, пока неизвестно. Но, по этим оценкам, примерно половина суммы 1 трлн рублей, озвученная Андреем Костиным, может "достаться" Петербургу.