Контролируйте нас строже: жизнь водителям могут усложнить ещё сильнее

Автор фото: "ДП"
Представители АНО "Цифровые платформы" предлагают Минтрансу РФ ввести цифровой контроль за состоянием водителей общественного транспорта, в том числе такси. Идея возникла после недавнего ЧП с автобусом в Петербурге, упавшим в Мойку.
Эксперты насчитывают более 30 программных продуктов удалённого предрейсового контроля. Среди них те, что выявляют признаки опьянения и усталости, анализируя голос и зрачок водителя с помощью камеры и микрофона мобильного устройства. К выходу на рынок готовится ещё одна разработка — созданные в Новосибирске инновационные часы со встроенной нейросетью, которая умеет анализировать пульс водителя и, соответственно, прогнозировать его утомляемость. Беглое изучение подобных устройств позволяет обозначить их среднюю стоимость — 60–120 тыс. рублей. Есть и варианты подороже. Крайне сомнительно, что таксопарки захотят тратиться на установку таких гаджетов.
По данным "Ингосстраха", в 2023 году петербургские водители продемонстрировали высокий показатель аварийности (17,4%), московские — самый низкий (8,8%). Основной причиной ДТП названа неопытность водителей (51,2%). На втором же месте как раз усталость и переутомление (20,6%), далее следуют медленная реакция на дорожную ситуацию (7,8%) и стресс.
В связи с последними событиями было бы логично распространить действие систем контроля за состоянием водителей и на пользователей кикшеринга. Споров вокруг использования электросамокатов на городских улицах в последнее время становится всё больше. Власти давят на сферу, спуская новые варианты ограничений. В компаниях признают единственное решение — разделить ответственность с пользователями. Последние же, в свою очередь, продолжают нарушать правила парковки, гоняют вдвоём–втроём на одном самокате и передают профили несовершеннолетним. Может быть, действительно стоит начать устанавливать на самокаты устройства, умеющие считывать биометрию и определять возраст пассажира? Кстати, подобные технологии уже используются в транспортной сфере — от аэропортов до метро.
А можно пойти и другим, более радикальным путём. Негласное правило иногда звучит так: не можешь контролировать — запрети. Так что если уж доводить всё до абсурда, то, может, вообще не допускать людей до вождения транспорта?