Культурное потребление: в Петербурге вырос интерес к музеям, театрам и галереям

Автор фото: Михаил Тихонов / "ДП"

Учреждения культуры переживают ренессанс: даже небольшие музеи и театры фиксируют высокий спрос. Одно из объяснений явления — публика доросла. В прямом и переносном смысле.

Искусство — в массы

Посещаемость повышается из года в год. По данным комитета по культуре, среди музеев Петербурга самым популярным стал Исаакиевский собор — в 2023 году там побывали 3,5 млн человек, что на 500 тыс. больше, чем годом ранее.
Русский музей в 2022 году посетили 2,6 млн человек, в 2023–м — 2,9 млн. Самой популярной за последние 2 года стала выставка "Михаил Врубель. К 165–летию со дня рождения". С 3 июня по 14 ноября 2022 года полотна художника увидели более 144 тыс. человек. Также в пресс–службе музея рассказали, что выставку "Василий Суриков. К 175–летию со дня рождения" в Корпусе Бенуа с 1 декабря 2023 года уже посетили свыше 100 тыс. гостей.
Четыре филиала Музея Академии художеств в 2022 году привлекли более 122 тыс. человек, а в 2023–м — более 149 тыс.
Искусствоведы тоже замечают выросший спрос на культуру. И по их словам, тренд на потребление искусства задаёт не околобогемная тусовка. Такие люди — при деньгах и увлекающиеся культурой — были всегда. Они любят ходить на открытия выставок и мелькать в звёздной прессе, однако к популярности большинства крупных музеев отношения не имеют.
"В последние годы особенно в крупных музеях увеличилось внимание к маркетингу, пиару и визуальной части преподнесения выставок. Сейчас выставки стали рекламироваться на широкую аудиторию с помощью самых эффективных способов: это и телевидение, и социальные сети — известные блогеры с многомиллионной аудиторией. Мне кажется, что музеи нащупали идеальный для себя ход, когда расширяется аудитория за счёт тех людей, которые решили прийти на выставку благодаря рекламе. Это комплексный подход, и он мне кажется правильным", — считает искусствовед и заведующая Сосновоборским художественным музеем современного искусства Анастасия Коновалова.
Потребителем искусства всё чаще становится широкая публика — выставки–блокбастеры настолько привлекают посетителей, что на улицах выстраиваются очереди. В последние годы люди часами ждали, чтобы увидеть выставки Сальвадора Дали в Музее Фаберже и московском ЦВЗ "Манеж". Регулярно петербуржцы стоят в очередях, чтобы попасть в Русский музей и Эрмитаж.
Внимание людей также стали привлекать кураторские проекты. "Большим открытием и центром кураторской мысли был “Гараж”, а сейчас это, конечно, “ГЭС–2”. Он взял на себя эти функции и всё время предлагает различные кураторские исследования на разные темы. Из трендов — смешение медиумов современного танца, звука, музыки, медиа и художников. Один из самых интересных проектов сейчас — SoundUp. Он сочетает традиционную музыкальную программу и медиа на концертах. Также необычными проектами славятся петербургские Манеж и “Левашовский хлебозавод”, где большая часть экспозиций тоже связана с медиа, погружающими в ту или иную эпоху", — отмечает основатель и директор школы Masters Полина Бондарева.
По её словам, большую просветительскую миссию в деле знакомства посетителей с шедеврами российского искусства берут на себя частные фонды — Ruarts, Музей AZ.

Их нравы

Среди обеспеченной, "элитарной" публики существует тренд на увлечение искусством, чаще всего — современным. Такие люди делятся на несколько групп. Одна из них — коллекционеры.
"Сегодня многие покупают современное искусство. Это — рынок, динамично растущий. Но что значит “современное”? Часто под этим определением мы понимаем всё созданное здесь и сейчас. И что значит “искусство”? Нередко мы называем искусством то, что им не является. Сегодня нередко покупаются работы разных медийных персонажей, прославившихся совсем на другом поприще. Или работы, имеющие отношение исключительно к ремеслу (художник должен владеть ремеслом, но не всякий ремесленник — художник). К арт–рынку современного искусства всё это имеет мало отношения", — считает арт–директор "ДК Громов" Дмитрий Мильков.
Эксперт добавляет, что настоящие ценители искусства среди обеспеченной публики посещают ярмарки — например, Cosmoscow или 1703. Также среди них востребованы частные галереи, которые продолжают появляться и работать в Петербурге, — Marina Gisich Gallery, галереи Anna Nova, MYTH, KGallery.
"Петербургский и в целом российский арт–рынок несопоставим с нью–йоркским, лондонским или пекинским. Но есть абсолютно профессиональные галереи, ведущие активную художественную и предпринимательскую деятельность, продвигающие своих художников, продающие их искусство. В данном случае действительно современное и действительно искусство. Покупатели разные. Но так везде", — говорит Дмитрий Мильков.
Небольшие коллекции не могут похвастаться многомиллионной статистикой посещаемости. Но это частным галереям только на руку — на выставки приходят люди, понимающие современное искусство, готовые в нём разбираться и даже приобретать.
KGallery за 2022 и 2023 годы посетили 90 тыс. человек. Самым популярным проектом галереи стала выставка Владимира Лебедева "Портрет художника на фоне дневника" — на неё пришли 20,5 тыс. человек.
"Безусловно, есть тенденция к распространению современного искусства среди аудитории. Это заметно и по тому, как современное искусство интегрируется в городские пространства, с ним работают крупные государственные музеи и частные организации. Пример — выставка KGallery “Самиздат. Музыка, которой не было”, где в экспозицию интегрировали современные произведения", — рассказали "ДП" в KGallery.
В 2022 году проекты галереи Anna Nova посетили 8116 человек. В 2023 году интерес к искусству среди зрителей увеличился почти в 2 раза, до 15 445 человек.
Как рассказали "ДП" в галерее, в прошлом году самым громким событием стала выставка Андрея Кузькина. В проекте "Жить забыть жить забыть" художник размышлял о противоречащих друг другу смысловых установках и вытекающем из них внутреннем конфликте, в котором оказывается современный человек. На выставку пришли около 7 тыс. человек, и она стала самой посещаемой за всю историю галереи.
Несмотря на известные сложности, в прошлом году Anna Nova приняла участие в ежегодной ярмарке современного искусства Cosmoscow, а также в двух международных ярмарках — французской BAD+ в Бордо и испанской SWAB в Барселоне. Anna Nova представила стенды художницы Анны Андржиевской, которая живёт и работает в Испании. В этом году галерея вместе с Анной планирует поехать на мадридскую ярмарку Hybrid Art Fair, сателлит ARCO Madrid.
Ещё один художник галереи, Андрей Кузькин, также представлял несколько проектов в Европе — во Франции, Швейцарии и Чехии.

Камерные коллекции

В Anna Nova заметили рост востребованности современного искусства — он виден не только по посещаемости проектов.
"Мы наблюдаем значительный рост продаж и интереса к нашим художникам. В 2023 году на Cosmoscow было много новых покупателей: в процентном соотношении их больше, чем было в прошлом году. Это говорит о том, что больше людей предпочитают современное искусство. Приятно и важно для нас то, что люди понимают ценность и принимают стоимость. В первый день общего открытия продаж было гораздо больше, чем обычно, потому что шла целевая аудитория — коллекционеры. Люди понимали, зачем они идут. Не было людей, которые думали, что они идут на выставку, — они действительно шли на ярмарку. Ещё 4 года назад люди совершенно ничего не понимали, а в этом году не было ни одного такого человека", — прокомментировала PR–менеджер галереи Элина Сологуб.
Помимо ярмарок коллекционеры охотно покупают предметы искусства на онлайн–платформах. Такие площадки есть у больших институций — Cosmoscow и blazar. По словам Полины Бондаревой, на онлайн–платформах картины любят приобретать начинающие коллекционеры.
Искусствоведы замечают также популярность коллабораций между бизнесом и художниками. С их помощью компании транслируют, что их ценности совпадают с ценностями сегодняшней художественной индустрии, а также показывают вкус и понимание современной повестки в искусстве и культуре.
Например, осенью 2022 года вышла капсульная коллекция одежды бренда befree c Анной Андржиевской, пронизанная духом сюрреализма. Художница также разработала дизайн подсвечников и упаковок, используя вымышленных персонажей из своих произведений для бренда "Как солнце".
Весной прошлого года Юлдус Бахтиозина совместно с ювелирным домом Anna Nova создали авторскую коллекцию — 12 колец из эмали, жемчуга, натурального камня, золота или серебра. Осенью галерея и бренд одежды Ola Ola выпустили recyle–коллекцию, вдохновленную проектом Петра Дьякова "Заповедник", которая проходила летом в Anna Nova.