Развитие ретейла будет строиться на заложенном за последние годы фундаменте: консолидация рынка продолжится, а маркетплейсы победят в конкуренции за покупателя.
Удачно сторговались
Одним из самых значимых событий на рынке в 2023 году оказалась покупка Газпромбанком у шведской Ingka торговых центров "МЕГА" общей площадью 2,3 млн м2. Эксперты называют эту сделку беспрецедентной и крупнейшей в истории российской торговой недвижимости. При этом, обращают внимание специалисты INFOLine, сроки окупаемости таких проектов обычно велики.
Также довольно значимой для ретейла оказалась покупка петербургской "Лентой" сети магазинов "Монетка". Эксперты уверены, что консолидация рынка будет продолжаться, в частности крупные федеральные сети будут развиваться (помимо открытия новых точек) в том числе благодаря приобретению других игроков.
Показательно, что в 2023 году ввод ТЦ в Петербурге оказался нулевым впервые за 20 лет. Однако в декабре инвестиционно–управляющая компания STEIT открыла первую очередь "Экопарка" в Мурино площадью 25 тыс. м2. На 2024 год запланировано открытие ТЦ "Небо" (Мурино), Hollywood (станция метро "Пионерская"), "Парк Молл" ("Проспект Просвещения").
По словам экспертов ГК "Бестъ", окупаемость торговых центров повысилась с 7–8 до 12 лет по причине роста себестоимости строительства. Из–за этого инвесторы теряют интерес к запуску новых объектов. По данным NF Group, общий объём предложения в сегменте торговой недвижимости Петербурга в 2023 году остался на уровне 2022 года и составил 2,15 млн м2.
Потребитель выберет
В сегменте fashion продолжается активное развитие — освободившиеся ниши всё чаще занимают новые бренды, в основном отечественные. 87% площадей на основных торговых коридорах Петербурга в 2023 году, по данным NF Group, арендовали российские предприниматели. Эта тенденция будет укрепляться в ближайшее время. В ТЦ продолжают появляться новые точки продаж как местных, так и зарубежных ретейлеров.
Эксперты в целом указывают, что в течение 2023 года происходило постепенное восстановление покупательской активности, в связи с чем показатель розничного товарооборота в целом по России должен превысить 42,5 трлн рублей.
На фоне роста онлайн–торговли традиционный крупный ретейл также будет вынужден в наступившем году всё больше осваивать сетевые площадки. По прогнозу Data Insight, в 2023 году объём продаж на рынке e–сommerce достигнет 7,4 трлн рублей, динамика год к году составит 30%. Наиболее активно в онлайне и дальше будут покупать одежду и обувь, товары для детей, материалы для строительства и ремонта (сегмент DIY).
"Несмотря на базовую рациональную составляющую, модель потребления становится более сложной и многосторонней. Покупатель привык сочетать различные каналы выбора товаров, поэтому омниканальность торгового предложения — данность для крупной сетевой розницы. Удобство, доступность и скорость получения торговой услуги, возможность приобретать товары в разных торговых объектах — факторы, активно влияющие на ландшафт современного ретейла", — прокомментировал одну из основных тенденций рынка председатель президиума АКОРТ Игорь Караваев.
Перемены на макроэкономическом уровне ретейл ощущает через изменения потребительских настроений и спроса. Последний будет сильно зависеть от ценовой динамики и роста доходов населения.
В свою очередь, стремление людей к экономии продолжит способствовать развитию дискаунтеров. Некоторые эксперты называют это основным драйвером рынка в 2024 году. При этом сети продолжат тестировать новые форматы и расширять географию, конкуренция среди федералов будет только нарастать.
Тормозить же развитие рынка может человеческий фактор — эксперты ожидают осложнения ситуации с кадровым дефицитом. Торговые сети и небольшие игроки будут вынуждены повышать зарплаты персоналу, а также чаще прибегать к услугам фрилансеров.