Реновация, метро, дороги и заводы: как новый генплан изменит облик Петербурга

Принятие нового генплана стало эпохальным событием для Петербурга
Автор фото: Михаил Тихонов / "ДП"

Главное событие на строительном рынке Петербурга в 2023 году — долгожданное принятие генплана

Более 15 лет, на которые пришлось развитие новых территорий, застройка сформированных в советское время спальных районов, преобразование исторического центра города, создание всех видов инфраструктуры и многие другие градостроительные процессы, в Петербурге определял генеральный план, принятый в середине 2000-х. На стратегический документ он перестал быть похож уже давно, и вот к концу 2023 года власти смогли разработать новую версию генплана, получить по ней все необходимые согласования, провести общественное обсуждение и принять соответствующий закон.

Где жить?

В новом генплане заложены параметры развития Северной столицы до 2040 года и прогноз до 2050-го. Так, в нём прописано строительство 67 млн м2 жилья. По данным Смольного, около 65 % нового жилья появится на незастроенных территориях, 12 % — в зонах преобразования жилых территорий, и 22 % — нежилых. Активная застройка ожидается в Пушкинском районе — судя по планам градостроителей, он должен стать главной точкой на карте жилищного строительства в ближайшие годы. Также существенные объёмы предусмотрены в Приморском и Московском районах.
Власти подчёркивают, что вместе с жильём в генплане заложено также появление всей необходимой социальной инфраструктуры (детские сады, школы, поликлиники и пр.), мест приложения труда, создание новых рекреационных зон и т. п. То есть речь идёт о сбалансированной застройке и во многом самодостаточных территориях, обеспеченных всем необходимым. Так, в документе предусмотрено строительство и реконструкция более 500 крупных объектов социальной инфраструктуры. Стоит отметить, что в документе отображаются только объекты регионального значения, а значит, по факту школ, садиков и прочей социалки может быть построено ещё больше.
Реновация кварталов, застроенных в советское время, — одна из болезненных тем для Петербурга. Со стороны бизнеса и части жителей есть запрос на замещение хрущёвок и других домов первых массовых серий современным комфортным жильём, с другой стороны — значительная часть жителей не готова к переезду и опасается в результате преобразований получить на месте пятиэтажек "человейники" с высокой плотностью застройки, в которых не найдётся места непосредственно для жителей снесённых домов. Оказаться в многоэтажках в Мурино, Шушарах или Колпино у жителей близкого к центру Московского района, малоэтажных кварталов Приморского и т. п. — одна из самых распространённых "страшилок" при обсуждении реновации в Петербурге. Частично снять негатив по этой теме призвано установление для таких кварталов функцио­нальной зоны среднеэтажной застройки, где можно возводить дома высотой до восьми этажей.

Заводы снова в тренде

Новый генплан существенно меняет тренд последних лет по редевелопменту промышленных территорий под проекты жилищного строительства. Именно серый пояс долгое время называли одной из потенциальных точек появления новых жилых кварталов. Перепрофилирование промки под жильё или коммерческую функцию стало в Петербурге нормой — так были освоены (и продолжают осваиваться) территории в районе Обводного канала, вдоль Невы и пр.
Теперь этот процесс как минимум замедлится. Власти озаботились проблемами развития промышленности, благодаря чему в новом генплане под производства добавлено 630 га земель. Это как "возвращённые" в промку территории, ранее определённые под другую функцию, так и незастроенные сейчас участки.
Автор: Михаил Тихонов / "ДП"

Дело в движении

При ознакомлении с новым генпланом в глаза бросаются серьёзные планы по развитию транспортной инфраструктуры. Так, в нём фигурируют 120 новых станций и даже новые линии метрополитена, более чем двукратное увеличение протяжённости трамвайных линий, новые мосты через Неву, высокоскоростная железнодорожная магистраль Москва — Петербург и многое другое.
Егор Старшов, ассистент кафедры государственного и муниципального управления Высшей школы менеджмента СПбГУ, отмечает, что с точки зрения развития транспортной системы городской агломерации новый генплан учёл многие комментарии экспертов относительно необходимости интеграции пригородного и городского общественного транспорта.
"В то же время нельзя не отметить компромиссный характер генплана, который по-прежнему предполагает распределение значительной части средств на развитие автомобильной инфраструктуры. Это, с одной стороны, чревато появлением спровоцированного спроса на автомобили и дальнейшей необходимостью расширения автомобильной инфраструктуры (явление, известное как постулат Льюиса-Могриджа), с другой стороны — ухудшением пешеходной инфраструктуры города, поскольку транспортные магистрали и развязки делают окружающую территорию значительно менее привлекательной для перемещения пешком и на велосипеде, — говорит он. — Нельзя не отметить недостаточное для Петербурга внимание к развитию трамвайного движения в центре города, где наблюдается недостаточное покрытие маршрутами наземного общественного транспорта и где трамвай, как вместительный и потенциально скоростной транспорт, мог бы стать альтернативой дорогостоящему метрополитену. В настоящий момент большинство трамвайных маршрутов, ведущих из окраин в центр, заканчиваются на ближайшей границе центральной части города. Их востребованность могла бы быть значительно выше, если бы они пересекали центр и заканчивались на его “противоположной” границе".

Программы для деталей

Каким же образом будут реализованы все масштабные проекты, включённые в генплан? Как поясняют в Смольном, на его основе будут разработаны программы комплексного развития систем коммунальной, транспортной, социальной инфраструктуры Петербурга, а также документация по планировке территории города. Именно эти документы более детально определят сроки, технико-экономические показатели и проектные решения конкретных объектов.
Вместе с тем первый этап реализации генплана основан на адресных инвестиционных программах, отраслевых и государственных программах города. Именно они содержат перечень конкретных объектов, которые появятся в Петербурге в ближайшей перспективе.
По результатам реализации первой очереди (она рассчитана до 2030 года) генеральный план будет актуализирован как по срокам, так и по объектам, поясняют чиновники.

Изменения по плану

Принятие нового генплана — действительно эпохальное событие для города, согласны участники рынка. И дело совсем не в конкретных проектах, которые в нём фигурируют, хотя отдельные из них вызывают как интерес, так и скептицизм с точки зрения целесообразности и возможности реализации в обозримом будущем. Существенно, что у города появилась долгосрочная стратегия развития, принятая всеми сторонами как базовая, и чётко обозначенные векторы развития, включая географические. Конечно, новый генплан можно будет менять (со старым это происходило неоднократно), но при этом ожидается, что принципиальных корректировок по основным параметрам в нём не будет.