Пора провериться: как частному бизнесу передавали полномочия по проведению ТО

"ДП" в рамках проекта "Деловой бестселлер" (придуман и реализуется в сотрудничестве с лидером строительного рынка "Группой ЛСР", которая, как и "ДП", была основана 30 лет назад) продолжает знакомить читателей с событиями в экономической жизни города, которые освещались на страницах издания с 1993 года.

В Петербурге планируют в 2024 году увеличить предельные цены на технический осмотр транспортных средств. Если сегодня максимальный тариф на техосмотр легкового автомобиля в городе составляет около 1540 рублей, то со следующего года его предлагается увеличить почти до 1730 рублей — на 10,9%. А более 10 лет назад полномочия по проведению ТО впервые начали передавать частным структурам. Именно об этом шла речь в номере "Делового Петербурга" 2986 от 17 сентября 2009 года.
Из этой статьи вы узнаете, что:
  • Оборот рынка ТО в 2009 году оценивался в 1 млрд рублей
  • Идея передачи ТО в частные руки появилась ещё в 90-х
  • При проведении реформы государство обещало создать систему страхования ответственности, а коммерческим организациям в случае плохой работы грозили жёсткими мерами
  • В "нулевые" техосмотр в Петербурге ежегодно проходили около 800 тыс. автомобилей
  • Передача функции тех­осмотра частникам должна была ликвидировать проблему взяток
  • 1,7 млн транспортных средств было зарегистрировано в Петербурге на 1 января 2009 года

Техосмотр отдают в частные руки

С 1 января 2010 года в Москве и Петербурге начнётся эксперимент. Планируется, что ГИБДД передаст свои полномочия по проведению техосмотра транспорта частным структурам.
В распоряжение "Делового Петербурга" попал проект распоряжения правительства РФ, который может открыть для бизнеса в Петербурге рынок с годовым оборотом до 1 млрд рублей.
Согласно документу, будет проведён эксперимент по изменению процедуры гостехосмотра (ГТО) транспортных средств. В частности, на эту деятельность предлагается аккредитовывать частные компании, разрешив им выдавать документы о прохождении ГТО. Впрочем, проект распоряжения ещё должен быть подписан премьер–министром Владимиром Путиным.
Хватит и контроля
Частные компании и сегодня могут проводить ГТО, но только при участии инспектора ГИБДД. Предполагается, что теперь ГИБДД будет лишь контролировать наличие у водителей документа о прохождении техосмотра.
Согласно проекту распоряжения, эксперимент будет проводиться до 1 ноября 2010 года. В случае удачи опыт двух городов может распространиться на всю страну. Правда, по каким параметрам будет оцениваться результат, пока неизвестно.
Как заверил посещавший Петербург главный государственный автоинспектор России генерал Виктор Кирьянов, контроль за организациями,­ осуществляющими техосмотр, останется за МВД РФ. В начале года он заявлял, что передача функций прохождения ТО на рынок услуг обусловлена тем, что в последнее время госавтоинспекция больше внимания уделяет надзорной деятельности.
В ГИБДД по Петербургу и Ленобласти отказались оперативно прокомментировать эксперимент, но пообещали сделать это в течение нескольких дней.
Европейский стандарт
Российские власти уже давно планировали передать техосмотр бизнесу, сохранив за собой лишь регулирующую функцию. Более 10 лет назад, когда эта идея впервые появилась, власти заявляли, что государство создаст систему страхования ответственности, при этом к коммерческим организациям в случае плохой работы будут применяться "жёсткие меры".
Директор Ассоциации предприятий дорожного­ комплекса Петербурга Юрий Агафонов уверен, что подобное решение оправдано, если сократит излишек функций ГИБДД и высвобо­дит новых сотрудников для регулирования дорожного движения. "Сегодня большинство автомобилистов проходят техосмотр в частных компаниях, и, несмотря на то что это дороже, требования у тех ничуть не меньше, чем у государственных, соответственно, качество не пострадает", — считает Юрий Агафонов.
Доходы
В любом случае передача этих функций на рынок явно привлечёт бизнесменов. Сегодня техосмотр в городе ежегодно проходят 800 тыс. автомобилей. Причём только 20% из них пользуются услугами государственных станций техосмотра (их всего две).
Таким образом, если взять усредненную официальную оплату техосмотра в 605 рублей, ежегодные доходы состав­ляют 484 млн рублей. Однако на многих станциях стоимость этой услуги намного выше (до 1,5 тыс. рублей), и, вероятнее всего, она будет только расти, особенно если эксперимент будет удачным.
Действующие игроки рынка приветствуют инициативу. "Передав все функции коммерческим структурам, государство сможет существенно снизить расходы на содержание сотрудников ГИБДД", — отмечает глава сети СТО "Техконтроль" Дмитрий Захаров. Но он полагает, что автомобилистам не стоит ожидать серьёзных изменений. "Никаких послаблений никто из владельцев автомобилей не получит", — говорит Захаров.
Ранее также положительно оценивал нововведение и вице–президент Движения автомобилистов России адвокат Леонид Ольшанский. "Передача функции тех­осмотра частникам ликвидирует взятки", — высказывался он.
По мнению лидера комитета по защите прав автомобилистов Александра Холодова, реформа должна способствовать тому, чтобы компании несли ответственность за каждый прошедший его авто­мобиль.
Примечательно, что недавно начался передел ещё одного рынка услуг, обязательных для автомобилистов: в сентябре состоится конкурс по аренде помещений для коммерческих МРЭО, а пока существующие точки закрываются.
Автор: "ДП"
По-европейски, но на русский лад
Несмотря на то что частный техосмотр — европейская практика, эксперты опасаются, что в России эта идея может обернуться множеством негативных последствий.
В Европе ещ` в 1960–х годах обязательный техосмотр был инициирован страховыми компаниями. Главной целью страховщики ставили уменьшение объёма страховых выплат. Страховка автомобилей стала обязательной. С этим нововведением особое значение приобрела и система автосервиса.
В автосервисе проводится не только тестирование автомобиля, но и его обязательное обслуживание и ремонт за счёт владельца. После такого обязательного обслуживания автомобиль проходит тестирование. Если всё в порядке, в сервисной книжке делается соответствующая отметка. Так гарантируется надёжность автомобиля и автосервис несёт ответственность за его состояние до следующего осмотра.
Дорожная полиция лишь следит за соблюдением законности. Таким образом в Европе обязательный техосмотр стал платной услугой автосервиса под надзором полиции и страховых компаний.
По словам председателя комитета по защите прав автомобилистов Александра Холодова, в Германии, например, фирма, которая делает техосмотр, отвечает и за техническое состояние автомобиля. "Если у собственника появляются какие–либо технические проблемы, он знает, с кого спросить", — объясняет он.
В России пока такой практики нет. Тем не менее, как уточняет Александр Холодов, в Европе и техосмотр в разы дороже именно потому, что коммерческая структура берёт на себя все риски. "Взять и применить этот опыт в России не выйдет, — считает он. — Это будет слишком резко и глобально. К нему нужно приходить потихоньку".
По его словам, эксперимент может стать переходным шагом к этой системе. Минусы и плюсы этой системы очевидны. С одной стороны, водитель может прямо на станции ликвидировать все неполадки, выявленные в ходе техосмотра, и сразу же его пройти, а с другой — станции будет выгодно навязывать клиенту услуги сервиса, шантажируя техосмотром.