Иногородним ретейлерам стало слишком сложно закрепляться в Петербурге

Автор фото: ТАСС

Новым торговым сетям сложно удержаться в Петербурге из–за высокой конкуренции, нехватки подходящих площадей и не слишком расточительного населения.

За последнее время стало известно о выходе на рынок Петербурга сразу трёх новых сетей дискаунтеров. Это "Чеснок", основанный топ–менеджером белорусской компании "Евроопт", нижегородская сеть Smart и "Ценбери", который запустили совладельцы компании "Реалъ".

Удержись, если сможешь

Магазинов "Ценбери" в Северной столице пока четыре, до Нового года их количество планируют удвоить, а к концу 2024–го довести до 30. Как сообщил "ДП" генеральный директор и совладелец торгового дома "РеалЪ" Александр Мышинский, по подсчётам специалистов, при открытии одного магазина планируется ограничиться вложениями 3–5 млн рублей. Для сравнения: запуск последнего "Реала" обошёлся в 18 млн рублей.
Первый дискаунтер "Чеснок" в Петербурге откроется на Индустриальном проспекте в ноябре. "Акцент делается на широкий ассортимент товаров белорусского производства: молоко, сметану, масло, кефир, сыры, глазированные сырки и сгущёнку, колбасы и сардельки, различные копчёности, охлаждённую мясную продукцию, квас, пиво, крепкий алкоголь, а также кондитерские изделия и бытовую химию. Кроме того, мы постоянно увеличиваем ассортимент российских и европейских товаров", — поделились представители сети. В ближайших планах компании открытие до 10 магазинов в городе и Ленинградской области.
Хотя формат дискаунтеров, по мнению экспертов, один из самых перспективных на сегодняшний день, в городе на Неве их представленность не так широка. Причин для этого можно выделить несколько. Руководитель отдела торговой недвижимости консалтинговой компании NF Group в Петербурге Анна Лапченко считает, что динамичное развитие формата ограничивают высокие требования к арендуемым помещениям: поскольку товары выставляются в торговый зал на палетах, это создаёт дополнительную нагрузку на перекрытия. Как следствие, перекрытия на объекте должны быть усилены.
"Наиболее подходящие локации для открытия дискаунтеров — густонаселённые спальные районы. Покупатели там приобретают много товаров за раз, поэтому предпочитают магазины с парковкой. К тому же за пределами улиц с высоким пешеходным трафиком гораздо больше предложений с возможностью круглосуточной разгрузки товара", — добавила она.
На первый взгляд недостаточная развитость дискаунтеров в Петербурге должна позволять новым сетям быстро найти своего покупателя и выйти на высокий спрос. Однако рынок Петербурга имеет свои особенности, в силу которых ретейлерам удержаться на нём в принципе непросто. Самая главная проблема — высочайшая конкуренция. Именно на берегах Невы зародились такие федеральные гиганты, как "Пятёрочка", "Лента", "Дикси". С тех пор они развивались по–разному и достигли разных успехов, но всё равно выдавливают более мелких игроков. Основатель и генеральный директор аналитического агентства INFOLine Иван Федяков называет город "Спартой российского ретейла", где выживает далеко не каждый.
Некоторые сети, громко и амбициозно заявлявшие о намерении прийти в Петербург, в итоге развивались здесь очень скромно, другие вовсе закрывались. Известен и кейс "Азбуки вкуса", которой удалось закрепиться в городе лишь с третьей попытки. Ожидания часто сильно не совпадают с реальностью.
"Многие ретейлеры, которые рассматривают город как вторую столицу с точки зрения перспектив по доходам, ошибаются. По покупательной способности, средним чекам и другим экономическим показателям Петербург уступает не только Москве, но и многим другим городам–миллионникам. Здесь проживает большое количество пенсионеров, малообеспеченных граждан, поэтому зарабатывать много у представителей торговли не получается", — признаёт Федяков.
Дискаунтеры в силу политики низких цен оказываются в более выгодном положении. Но наличие такого сильного регионального игрока, как "Семишагофф", добавляет ещё одну ложку дёгтя.
"Крепкая позиция сети — это одна из причин, по которой здесь не уживаются такие дискаунтеры, как “Моя цена” от “Магнита”, а также почему сюда не идёт “Чижик” от X5 Group. У них цены выше, чем у “Семишагофф” или “Народного”", — обращает внимание Александр Мышинский.

Упасть негде

Кроме того, как прямого конкурента владельцы магазинов низких цен рассматривают и сеть "Красное и белое", которая уже давно позиционирует себя не только как алкомаркет, но и как магазин у дома с доступными продуктами.
Другая большая боль — отсутствие подходящих помещений. Площади в удобных локациях обычно достаются федералам. Новым игрокам ещё надо доказать свою привлекательность арендодателю. "Мы затрудняемся найти помещение под продуктовый магазин. Одни уже на этапе строительства выкупают крупные игроки за большие деньги, другие часто тесные. Нередки ситуации, когда на первом этаже одного жилого дома располагаются сразу три магазина", — говорит Мышинский.
Эксперты NF Group обращают внимание на то, что владельцы дискаунтеров обычно не рассматривают помещения со стоимостью аренды выше, чем 1 тыс. рублей за 1 м². Евгения Кулеш, заместитель директора департамента консалтинга Nikoliers, соглашается, что из–за невысокой маржинальности бизнеса такие торговые сети не могут позволить себе магазины в топовых локациях с высокой арендной ставкой.
В сети "Чеснок" поделились, что помимо Петербурга их интересуют арендные площади от 800 до 2,5 тыс. м² в Мурино, Гатчине, Всеволожске, Выборге, Сертолово, Кудрово, Сосновом Бору, Тихвине и Киришах.

О вкусах спорят

Помимо конкуренции и нехватки площадей предпринимателям следует учитывать особенности паттернов поведения петербургских покупателей. Низкая цена — не единственный критерий, по которому жители города выбирают товар.
"Мы работаем как дистрибьюторы с несколькими крупными сетями дискаунтеров и видим, что в Петербурге, Москве, а также в близлежащих к двум столицам городах они не особо пользуются спросом у покупателей. Стоимость продукции доступная, но в основном представлены товары малоизвестных брендов. В Северной столице люди экономят, но хотят потреблять вкусную и качественную еду, причём требования к ней постоянно растут. Про петербуржца можно сказать, что он предпочитает есть не икру минтая, а красную икру, но платить не 800 рублей за 100 грамм, а 400. Мы это учитывали, когда составляли бизнес–модель своего нового магазина, и оставили в нём только товары известных брендов, у нас нет того сегмента, который можно отнести к суперэконом", — отметил Александр Мышинский.
Однако говорить, что Петербург совсем непригоден для новых игроков, не приходится. Развиваться здесь не просто, но возможно. По мнению экспертов, ретейлерам важно иметь свою фишку, которая сможет вызвать лояльность у потребителя. Партнёр агентства M. A. Research Анна Синявская считает, что в городе удерживаются нишевые проекты, ассортимент которых уникален, сейчас это главным образом зожные предложения. Остаются и дисконтные ретейлеры, если им удаётся держать низкие цены и быстро масштабировать сеть. Обязательным пунктом стал интернет–магазин и доставка.
"У дискаунтеров сейчас ситуация напоминает рынок e–grocery во время пандемии — быстрая консолидация с федеральными игроками, высокие темпы роста, в том числе и за счёт низкой базы (дискаунтеры всегда отставали от остальных форматов и не пользовались большой популярностью). Федеральные игроки отстраиваются от концепции "магазин для бедных", делая ставку на покупателей, следующих модели бережливого и осознанного потребления. Думаю, что, как только федералы ускорят экспансию дискаунтеров, новым игрокам в данном сегменте места не останется", — считает Синявская.