Жильё на первой линии: дома возле пляжей стали редкостью для Петербурга

Автор фото: Сергей Ермохин

Квартира в 50 шагах от пляжа — казалось бы, лучше локации не придумать. Но при всех очевидных преимуществах подобного расположения минусы есть и у него.

Чтобы жить рядом с пляжем, не обязательно перебираться в Ниццу, на Тенерифе или, допустим, в Сочи или Ялту. Можно остаться и в городе на Неве. Несмотря на не слишком располагающий к пляжному отдыху климат, в Петербурге есть многоквартирные дома с прямым доступом к воде. Их не много — всего пять. Но как говорят девелоперы, по мере застройки прибрежных территорий и усиления конкуренции за покупателей эта опция будет появляться всё чаще.

Редкий продукт

Пляжи в составе городских жилых проектов — редкость. ЖК, расположенные на территориях близ рек, каналов и Финского залива, как правило, ограничиваются благоустроенной набережной, реже — собственной мариной и стоянкой для яхт. Устроить пляж рядом с жилым домом решаются не многие застройщики.
По словам Ольги Трошевой, директора консалтингового центра "Петербургская недвижимость" (Setl Group), в Петербурге на сегодняшний день в продаже четыре объекта, расположенные в шаговой доступности от пляжа. "Это апартаменты “Мир внутри” от девелопера e. Development и “Bereg. Курортный” от застройщика Element Development. Также условно проектами у пляжа можно назвать объекты ЖК “Огни залива” от “БФА Девелопмент” и ЖК Lotos club застройщика “Балтийская жемчужина”. Как правило, речь всё–таки идёт об общедоступном пляже. Девелоперы могут лишь организовать специальный выход на него для своих жителей", — говорит она.
Впрочем, Ольга Трошева умолчала о самом большом на данный момент пляже в Петербурге — намывных территориях Васильевского острова. Пока "Группа ЛСР" не застроила северный намыв, там получился вполне приличный пляж для жителей как южного намыва, так и близлежащих окраин Васильевского острова. Только общедоступным его можно назвать с натяжкой. Некоторое время назад охрана застройщика не пустила сюда даже главу Следственного комитета Александра Бастрыкина.
"Первичное предложение недвижимости у пляжа в регионе минимально. Хотя это реальное преимущество, которое привлекло к нам многих покупателей. Когда потенциальные покупатели приехали в погожий день на экскурсию в квартал “Мир внутри” и увидели эту красоту, многие сразу сказали “берём”", — рассказывает Вячеслав Батаков, директор по маркетингу компании e. Development.
При этом на Ласковом пляже поблизости от квартала находится школа кайтсёрфинга, а спортивный инвентарь можно арендовать прямо там же. Также на песке у залива расположены детские игровые комплексы и площадка для пляжного волейбола.
По словам Вячеслава Батакова, проект компании — единственный комплекс апартаментов с прогулочными зонами на крышах, откуда открываются виды на Финский залив, особенно эффектные во время заката. "Наши закаты — это отдельное преимущество комплекса, которое идёт в подарок к чистому морскому воздуху и пению птиц", — нахваливает проект представитель застройщика.

Пляжные перспективы

В отличие от благоустройства набережных, ставшего распространённой практикой при строительстве жилья у воды, создание собственного пляжа сильно ограничивается характером водоёма, вблизи которого возводится жилой комплекс. "В частности — особенностями его береговой линии, пригодностью для купания. С учётом этого обстоятельства перспективными для реализации подобных проектов являются лишь несколько локаций в Курортном и Приморском районах, имеющих выход к Финскому заливу", — говорит Константин Лосюков, генеральный директор NF Group в Санкт–Петербурге.
"На данный момент в городе есть несколько островных территорий, пригодных для реализации интересных премиальных девелоперских проектов с близостью водных массивов. Прежде всего это активно развивающийся Васильевский остров, чей потенциал сосредоточен в западной части — на территории “Гавань”, где благодаря редевелопменту могут появиться новые жилые и коммерческие объекты, а также набережные и общественные пространства. С другой стороны, меняется отношение к намывным территориям — теперь они весьма конкурентоспособны: если первые проекты выходили в массовом сегменте, то новые обладают собственной инфраструктурой и особыми архитектурными характеристиками", — комментирует Алина Базаева, руководитель департамента исследований Nikoliers в Санкт–Петербурге.
"Пляж рядом с домом может быть фишкой. Крайне желательной, если речь о Курортном районе. И не самой востребованной, если речь идёт о других локациях. Зачастую характер береговой линии такой, что целесообразнее создать у воды общественное пространство, а не пляж. Как такового “пляжного” коэффициента у проектов нет. Стоимость определяется исходя из расположения объекта на первой линии, к которому добавляется наценка за вид на воду", — говорит Сергей Софронов, коммерческий директор ГК "ПСК".

Плата за вид

Участки с пляжной инфраструктурой предполагают определённый вид жилья и сервиса.
"Девелоперы, которые занимаются участками возле воды, и в частности пляжами, стараются облагораживать их", — считает Александр Гуторов, вице–президент ГК "Страна девелопмент", руководитель блока продаж и маркетинга.
Квартиры с видом на воду традиционно пользуются повышенным спросом. "Люди хотят жить в центре города и возле воды. В среднем квартиры с хорошими видами на воду продаются на 5–10% дороже, чем аналогичные лоты без видовых характеристик. Кроме того, на верхних этажах предусмотрена дополнительная наценка. Впрочем, клиент всё же платит не только за красивый вид, но прежде всего за комплексный продукт — архитектурное решение, благоустройство, приватную инфраструктуру и т. д.", — говорит Татьяна Халилова, и.о. директора департамента продаж GloraX.
"Надбавка в подобных проектах, безусловно, есть, поскольку расходы на благоустройство подобных территорий ложатся на застройщика. В наших проектах квартиры с видовыми характеристиками также стоят дороже", — соглашается Анжелика Альшаева, генеральный директор агентства недвижимости "КВС".
Впрочем, у жилья возле воды есть и минусы.
"Пляж привлекает большое количество людей помимо жильцов. Жить в месте, которое 4 месяца в году собирает неконтролируемый поток посетителей самых разных социальных групп, — такое же обременение, как для управляющей компании — обслуживать пляжную инфраструктуру", — отмечает минусы Валерий Трушин, партнёр, руководитель отдела исследований и консалтинга IPG.Estate.