Тёмная обжарка: рост мировых цен на кофе докатится до розницы с задержкой

Автор фото: ТАСС

Циклические процессы на мировом рынке и проблемы с логистикой вынуждают производителей кофе и чая повышать отпускные цены. До розницы это докатится с задержкой.

Производители кофе начали предупреждать ретейл о повышении с сентября отпускных цен на чай и кофе. По данным "Коммерсанта", производитель "Май" (бренды "Майский", "Лисма", Curtis, Richard, Coffesso) сообщил о повышении цен на 6–9%, пообещав при этом, что оно будет плавным, чтобы не допустить резкого скачка. Аналогичные обращения торговым сетям направили JDE (Jacobs, L’OR, Tassimo, Pickwick), "Орими" (Greenfield, Tess, Jardin) и производитель кофе Madeo. Как отметили в JDE, пока рубль терял 30%, цены на кофе на товарной бирже в Нью–Йорке росли на 20%, а на чай они подскочили в 1,5 раза.

Сбились с курса

В торговой сети "Лента" "ДП" подтвердили, что получали уведомления о повышении цен от некоторых поставщиков. Там также добавили: "Во II квартале этого года продажи чая выросли незначительно, кофе — почти на 20% в штуках и в пределах 8% в рублях".
В кофейнях говорят, что уже ощутили на себе рост цен на продукцию обжарщиков. Как рассказал совладелец и шеф–пекарь "HOBZ ремесленный хлеб" Махмуд Буссельми, с начала года зёрна подорожали на 20%. Индексация происходила в несколько этапов, но всё же оказалась чувствительной. "Пока мы не планируем повышать цены на кофе для потребителя. Из позитивных моментов для бизнеса можно отметить, что мода на кофе в городе на Неве не прошла, петербургский потребитель остаётся самым продвинутым и искушённым", — добавил Буссельми.
Как рассказала "ДП" директор по корпоративным коммуникациям группы компаний "Орими" Мария Драбова, партнёры были уведомлены о незначительном (в среднем на 4–5%) повышении отпускных цен на некоторые группы чайно–кофейной продукции. "Однако из этого не следует, что цены будут одномоментно повышены. Это достаточно длительный процесс, повышение цен обсуждается и происходит поэтапно", — добавила она.
Говоря о ситуации с кофе, эксперты связывают необходимость увеличения отпускных цен с двумя факторами: подорожанием зелёных зёрен на мировом рынке и ослаблением рубля. Основными поставщиками сырья являются страны Центральной и Латинской Америки, Африки, Юго–Восточной Азии. Кофе — биржевой товар, поэтому на его себестоимости сказываются скачки курсов валют и, как следствие, удорожание сырья.
"Однако повышение цен несопоставимо меньше роста валютного курса, поскольку заметная рублёвая составляющая (20–40% для разных категорий) в себестоимости чайно–кофейной продукции позволяет избегать резких ценовых скачков", — говорит Мария Драбова.
Условия, когда большинство взаиморасчётов с поставщиками зелёного кофе производится в иностранной валюте, тяжелы для производителей. Чайно–кофейная перерабатывающая промышленность является отраслью критического импорта. Она импортирует не только сырьё (чайный балк, зелёный кофе, ингредиенты для травяных чаёв), но и многие комплектующие, необходимые для производства конечного продукта: фильтровальную бумагу для производства пакетированного чая, алюминиевые капсулы для изготовления капсульных напитков, некоторые тарофасовочные материалы. Кроме того, зелёный кофе — и арабика, и робуста — дорожает на бирже.
"Цена с начала года поднялась более чем на 20%, что обусловлено погодно–климатическими факторами, а также регуляцией экспорта странами–производителями. Нередко фермеры ждут наиболее выгодной цены, чтобы продать свой урожай", — объясняет Михаил Глухов, директор по маркетингу компании "МилФудс", управляющей брендом Poetti.

Избежали шока

Отрасль также пострадала из–за перестройки традиционных логистических цепочек в силу отказа крупнейших международных перевозчиков от доставки в Россию. Отечественные производители чая и кофе традиционно использовали морские пути для доставки грузов. Однако сейчас международные морские доставки в европейскую часть страны значительно сокращены и в качестве альтернативы рассматривается дальневосточное направление.
Участники рынка также подчёркивают, что отрасль находится под сильным давлением ценового промо: около 3 / 4 от объёма натурального кофе реализуется по скидке для оптовиков. Повышение цен даёт основание пересмотреть систему скидок.
При этом в стоимости продукта высока и рублёвая составляющая, поскольку Россия является крупным центром переработки кофейных зёрен. 75% продукции на местном рынке перерабатывается внутри страны.
"В 1990–е годы страна закупала готовый продукт. Если бы сейчас рынок работал так же, мы столкнулись бы с шоковым ростом цены, — считает генеральный директор ассоциации “Росчайкофе” Рамаз Чантурия. — За последние 2–3 года цены на кофе в принципе выросли относительно тех, что были 5 лет назад, в 2,5 раза. Такая ситуация на рынке происходит раз в 10 лет. Например, аналогично дела обстояли в 2010 и 2011 годах, когда кофе не исчез с рынка, но заметно подорожал".

Конкуренция диктует

Под производством чая в России понимается расфасовка и упаковка уже ферментированного чайного листа. 80% сырья, используемого в производстве, покупается на чайных аукционах по месту выращивания — в Шри–Ланке, Индии, Китае, Вьетнаме, Индонезии, Кении. Чай также выращивается в Краснодарском крае, но его объёма, по словам экспертов, рынку недостаточно.
"Ведущим российским производителем чёрного байхового чая, а также зелёного, является компания “Невские пороги” (дочернее предприятие ООО “Орими Трейд”, Ленинградская область) с долей в сегменте чёрного чая более 65% от общего объёма производства в натуральном выражении и более 85% в сегменте зелёного чая (ТМ “Принцесса Ява”). Всего производителей чая в России около 20", — рассказала генеральный директор исследовательской компании NeoAnalytics Ольга Луцева–Эр.
Говоря о перспективах роста розничных цен на чай и кофе в ретейле и ресторанах, эксперты указывают, что решение об индексации будет зависеть от политики компаний. Ольга Луцева–Эр считает, что розничные цены в ретейле проиндексируются после повышения закупочных на 7–10%. К концу года индексация составит в районе 15%. Однако ждать резкого взлёта не стоит. Более того, у розницы есть основания и для того, чтобы сдерживать цены на полке, даже в убыток себе.
"Ретейлеры, вероятно, будут переносить рост цен пропорционально повышению закупочных цен. При этом мы можем увидеть смещение предложения в менее дорогие сорта или марки кофе, увеличение предложения СТМ сетей. Рост конкуренции в продовольственном ретейле на фоне слабости потребительского спроса может заставить сети перенять часть роста расходов на себя", — рассуждает аналитик ФГ "Финам" Анна Буйлакова.