Предпринимательница из Петербурга приобрела долю в судостроительной компании и поставщике судовых двигателей Hyundai с выручкой более 100 млн рублей. Вероятно, Для этого ей пришлось расстаться со складом в Горелово.
Новым владельцем ООО "МК логистик", которому принадлежит склад, стала в конце июля Ирина Пшеничная. Предположительно, она и члены её семьи контролируют петербургскую бизнес–группу с суммарным оборотом 1,5 млрд рублей. Туда входит ООО "ПКБ “Петробалт”" — крупный российский проектировщик судов, последний проект которого — краболовы для группы компаний "Антей", первый из них заложен в конце июня на АО "Находкинский судоремонтный завод". Продавшая "МК логистик" Надежда Капитанова приобрела 50% ООО "Марин про метал ботс", которое проектирует и строит шлюпки и катера и торгует судовыми двигателями Hyundai. Выручка компании за прошлый год превысила 110 млн рублей.
Катера вместо склада
"Марин про метал ботс" на сегодняшний день единственный бизнес Надежды Капитановой. Компания зарегистрирована в 2007 году в Петербурге, её профиль "строительство кораблей, судов и плавучих конструкций". На сайте компании, указанном в СПАРК, рекламируется исключительно продажа судовых дизельных двигателей Hyundai SeasAll разных модификаций. На сайте группы "Топ марин", куда входит "Марин про метал ботс", сообщается, что специализация компании — строительство катеров, предназначенных для работы в тяжёлых условиях с низкими температурами, в ледяной шуге, на мелководье, при сложных погодных условиях. В качестве примера приводится проектирование и постройка первой в России скоростной дежурной шлюпки "Артик–850" (на фото) для Морской спасательной службы Росморречфлота.
Группа "Топ марин" включает ООО "Компания топ марин", обслуживающее суда в портах, поставщика морских навигационных карт и штурманского оборудования ООО "Балтик сервис" и ООО "ЦИЛ “Северо–Запад”", которое оказывает услуги по физико–химическим испытаниям топлива и технических жидкостей. Все три компании на 25% принадлежат Андрею Капитанову и на 75% его бизнес–партнёру Никите Григорьеву.
По данным СПАРК, суммарная выручка компаний бизнес–группы за 2022 год составила 229 млн рублей. Самая успешная — "Марин про метал ботс" с выручкой 110 млн, которую приобрела Надежда Капитанова. В мае она стала полноценной владелицей компании, а в июне передала 50% долей предпринимателю Кириллу Григорьеву. "МК логистик", контролирующее склад в Горелово, она продала Ирине Пшеничной примерно в то же время.
В группе компаний "Топ марин" на предложение о комментарии не отреагировали.
"На работу не повлияет…"
Ирина и Олег Пшеничные владеют 10 юрлицами, объединёнными в группу "МСС". Материнской компанией группы можно считать одноимённое ООО, полностью принадлежащее Олегу Пшеничному. Он же владеет 25% долей "ПКБ “Петробалт”", среди проектов которого столь масштабные, как, например, построенный Адмиралтейскими верфями ледокол "Виктор Черномырдин". "Петробалт" спроектировал для него движительно–рулевой комплекс.
Через ООО "МСС" Олег Пшеничный владеет четырьмя компаниями, лично ему принадлежат доли ещё двух. На сайте группы "МСС" видно, что одноимённое ООО занимается поставками судового оборудования, "МСС транспорт" специализируется на логистике, экспедировании и таможенном оформлении грузов, "Рунитор" поставляет судовые системы пожаротушения, весной он проиграл принципиальный для всех компаний такого профиля судебный спор Санкт–Петербургской таможне ("ДП" писал об этом в июне), а "Нанотект" — торгует оборудованием и промышленной химией для предприятий нефтегазового комплекса. Суммарный оборот компаний группы за 2022 год составил почти 1,5 млрд рублей, самый большой доход показало ООО "МСС" — 1,1 млрд за прошлый год.
Ирине Пшеничной принадлежит "МСС транспорт", у которого, в свою очередь, 20% ООО "Фабрика судовых интерьеров". "МК логистик" — первое приобретение бизнес–леди с 2012 года, которое выглядит вполне логичным: любой логистической компании необходим собственный склад. Принадлежащий "МК логистик" склад располагается на территории производственной зоны "Горелово" на Волхонском шоссе в Ломоносовском районе Ленобласти. Географически это место удобно с точки зрения близости к Большому порту Санкт–Петербург и крупнейшему в европейской части России порту Усть–Луга.
Генеральный директор "МК логистик" Андрей Геппенер сказал "ДП", что смена собственника на работу склада не повлияет.
"Мы складируем разнообразные товары, кроме товаров пищевого назначения. В основном это разнообразное промышленное оборудование. Площадь склада — около 1 тыс. м2, нам привозят грузы из порта и не только", — говорит топ–менеджер.
Всё неплохо, но склад у месторождения лучше
Владелец и генеральный директор петербургского ООО "Морские комплексные системы" Павел Зубков полагает, что владение складским комплексом и предприятием, которое производит катера и торгует судовыми двигателями, нельзя сравнивать напрямую.
"Для бизнес–группы, работающей в сфере морской логистики, конечно же, актуальнее складской комплекс, тем более если он расположен недалеко от порта. Производство катеров, поставка судовых двигателей — очень важный и перспективный бизнес, особенно сейчас, когда российскому судостроению необходимо тотальное импортозамещение. Но, конечно, в любом производстве больше рисков, чем в управлении коммерческой недвижимостью. Впрочем, в умелых руках небольшая судостроительная компания всегда будет держаться на плаву", — говорит бизнесмен.
Профессор Высшей школы управления и бизнеса Санкт–Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ), доктор экономических наук Алексей Фадеев видит перспективу в развитии как складского бизнеса, так и производства катеров — хотя сам бы предпочёл третий вариант.
"В России сейчас очень востребованы складские площади рядом с портами — особенно в связи с переориентацией грузопотоков из–за международных санкций. С другой стороны, мы активно осваиваем Арктику, соответственно, огромен спрос на любые плавсредства, способные работать в условиях льдов и низких температур. Думаю, компания, интегрированная в морскую логистику, без труда найдёт применение складу, а компания, имеющая партнёров с интересами в Арктической зоне, не останется без заказов на катера. Но я бы предпочёл плавучий склад рядом с каким–нибудь месторождением в районе Северного морского пути — на 100% беспроигрышный вариант…" — говорит доктор экономических наук.