Закон начнёт регулировать рекомендательные сервисы онлайн–платформ.
В понедельник, 31 июля, президент РФ Владимир Путин подписал закон о регулировании рекомендательных сервисов онлайн–платформ.
По новым правилам социальные сети, видеохостинги, онлайн–кинотеатры и другие интернет–площадки не смогут допускать "применение рекомендательных технологий в целях предоставления информации с нарушением российского законодательства". Речь идёт о программах, которые "угадывают", что пользователю интересно в разных сферах, опираясь на данные его профиля и учитывая, на каких сайтах он оставил "цифровые следы".
Депутаты считают, что новый закон снизит количество фейков и деструктивного контента. Рекомендации на таких сайтах не должны, например, содержать ссылки на заблокированные в РФ социальные сети. Кроме того, пользователей должны уведомить о применении технологий рекомендаций на сайте. Конкретный способ пока не установлен.
Также на сайте должен быть размещён документ с описанием работы алгоритмов рекомендательных технологий и e–mail, на который пользователи могут направить вопросы об их работе.
“
"Эти требования сделают работу рекомендательных технологий более прозрачной и понятной для конечных пользователей, в том числе помогут им лучше понять, как обрабатываются их персональные данные для выдачи тех или иных рекомендаций", — отмечает руководитель практики "Цифровая экономика" юридической компании GMT Legal Денис Поляков.
По его словам, изменения могут потребовать от владельцев сайтов дополнительных затрат на внесение изменений в рекомендательные технологии для соответствия новым требованиям.
"Для проверки соответствия Роскомнадзор в первую очередь будет анализировать сайт на предмет наличия уведомлений об использовании рекомендательных технологий и правил применения рекламных технологий. Если эта информация не удовлетворит ведомство, его сотрудники вправе запросить у владельца сайта пояснения о порядке применения рекламных технологий или даже технический доступ к рекомендательным алгоритмам для их проверки", — резюмирует эксперт. Таким образом, регулятор сможет проверять и юридическую, и техническую сторону соответствия новым требованиям.
Российский видеохостинг Rutube использует две основные модели рекомендаций — контентно ориентированную и коллаборативную. Пользователь получает рекомендации на основании ранее просмотренного, и ему предлагается похожий контент. Также в рекомендациях он видит то, что смотрят пользователи, похожие на него по социально–демографическому профилю. Для анализа Rutube используется Big Data.
"Rutube никогда не скрывал, как работает наша система рекомендаций. Мы неоднократно говорили об этом публично. Поэтому не видим проблем для работы сервиса после принятия закона. Что касается содержания, мы и раньше внимательно отслеживали контент платформы на соответствие законодательству. С получением статуса соцсети контроль стал ещё серьёзнее", — рассказали "ДП" в пресс–службе видеохостинга.