Перевели с японского: земли бывшего завода Toyota в Шушарах отдадут под ОЭЗ

Автор фото: ТАСС
Автор фото: ТАСС

В Петербурге скоро может появиться четвёртая площадка особой экономической зоны: на территории бывшего завода Toyota в Шушарах. Площадь 164 га сопоставима с действующей "Новоорловской".

Неиспользуемые участки вокруг автомобильного завода Toyota могут войти в состав особой экономической зоны (ОЭЗ) "Санкт–Петербург", став её четвёртой площадкой, говорится в поправках к постановлению правительства Петербурга (№ 495 от 23.06.2014), опубликованных на сайте Смольного в рамках антикоррупционной экспертизы и общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов.
"В целях дальнейшего развития ОЭЗ проводятся мероприятия по увеличению площади ОЭЗ за счёт присоединения территории… в Пушкинском районе Санкт–Петербурга", — отмечается в опубликованном документе. Из описания этой территории следует, что речь идёт о нескольких участках общей площадью 164 га, расположенных вокруг бывшего завода "Тойота Мотор" на Софийской ул. в Шушарах.

Разделили на части

Территория, которую на данный момент занимает предприятие, составляет около 224 га. Площадь самого автозавода — 140 тыс. м2, здесь также находятся поставщики, включая "Тойота Бошоку". При этом, судя по всему, японский концерн так и не смог начать использовать полученную землю полностью. На фотоснимках "Яндекс.Карт" видно, что две трети данной площади сильно заросли. Вероятно, территории были зарезервированы под потенциальное расширение предприятия, которого так и не произошло.
Участком в Шушарах площадью 224 га с 2014 года владело ООО "Тойота Мотор". В начале 2023 года всю территорию по кадастру начали делить — сперва на два участка, следует из данных Росреестра (имеются в распоряжении "ДП"). Первый из них — площадью 60 га, где размещены производственные корпуса, — перешёл в собственность ООО "Шушары–Авто".
Работа над оставшейся территорией, площадью 164 га, продолжилась в минувшем мае. Тогда весь этот массив был разделён на 85 новых участков, каждый из которых по отдельности поставили на кадастровый учёт. А 23 июня их собственником стал Санкт–Петербург.
В феврале 2023 года стало известно, что на этих неиспользуемых земельных участках Смольный планирует создать индустриальный парк.
"Мы со стороны города попросили согласование министерства промышленности и торговли РФ, чтобы неиспользуемую часть территории завода Toyota… отделить от основного предприятия… На территории, внешней к нему (заводу), мы будем развивать большой индустриальный парк", — говорил председатель городского комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Кирилл Соловейчик на заседании в Совфеде, посвящённом проблемам и перспективам развития отечественной автомобильной промышленности (цитата по ТАСС).
В промышленном блоке Смольного и в ОЭЗ "Санкт–Петербург" не смогли предоставить оперативный комментарий.
По подсчётам "ДП", основанным на данных Росреестра, на новой площадке в Шушарах смогут разместиться примерно 66 резидентов. Получив такой статус, они смогут арендовать территории за 2% от кадастровой стоимости, а завершив строительство, выкупить участок за 25% от неё.
Учитывая бывшее использование предприятия как автозавода, участок, несомненно, хорошо оснащён необходимой промышленной инфраструктурой, а рядом расположена и транспортная, отмечает президент Санкт–Петербургской торгово–промышленной палаты (СПбТПП) Владимир Катенёв. "Всё это привлечёт промышленные предприятия, так как снижает их капзатраты на создание производственных мощностей, поэтому это привлекательное место для размещения различных типов производственных и распределительных центров", — говорит Владимир Катенёв. По его оценке, потенциал в этом месте могут увидеть промышленники из таких отраслей, как электроника, медицинское оборудование или "зелёная" энергетика.
Идея вхождения площадки в состав городской ОЭЗ может быть эффективной: налоговые льготы привлекут промышленников, это также позволит продуктивно использовать существующую инфраструктуру, добавляет глава СПбТПП. "Кроме того, включение этой территории в ОЭЗ может стимулировать дальнейшее экономическое развитие в регионе, что приведёт к созданию рабочих мест и повышению экономической активности", — подчёркивает Владимир Катенёв.

Расширят дважды

На данный момент ОЭЗ "Санкт–Петербург" занимает две площадки: "Нойдорф" в Петродворцовом районе и "Новоорловская" в Приморском суммарной площадью 182 га. Земля, которую могли бы занять потенциальные резиденты, практически закончилась.
Власти города уже озвучили планы создать третью площадку: речь идёт о территории 24 га на Парнасе. Там может появиться 15–17 производств. Первые новые инвесторы ожидаются уже в текущем году, приоритет обещали отдать высокотехнологичным компаниям.
"Мы наблюдаем дефицит ресурсов ОЭЗ. В частности, новые территории таких зон получат развитие и будут готовы лишь через 1,5–2 года, что очевидно вызывает определённое беспокойство, особенно принимая во внимание действующую макроэкономическую и геополитическую ситуацию и задачи правительства нашей страны", — комментирует председатель петербургского отделения "Деловой России", депутат городского Заксобрания Дмитрий Панов.
Отметим, что, как следует из опубликованного Смольным документа, сам бывший автозавод не включён в контур будущей площадки ОЭЗ в Шушарах. Но в отношении него есть планы по перезапуску, также силами государства. Концерн ВКО "Алмаз–Антей" планирует в 2024 году начать здесь производство тягачей БАЗ, а в 2026–м — электромобилей E–Neva.

Драйвер инвестиций

Суть механизма ОЭЗ, по замыслу властей, состоит в том, чтобы дать разработчикам нужной стране продукции налоговые и другие льготы, чтобы те могли быстро запустить производства. "ОЭЗ — драйвер экономики региона, один из инструментов привлечения инвестиций. Срок появления ОЭЗ в каждом регионе зависит от особенностей проекта и активной позиции региональных органов власти", — отмечает директор по аналитике, сертификации и продуктовым решениям Ассоциации индустриальных парков России Елена Силина.
Петербургская ОЭЗ имеет технико–внедренческий тип. Это означает, что компании должны заниматься разработкой продукта и затем производить его. На пути к статусу резидента они проходят "воронку отбора".
Самым эффективным итогом работы ОЭЗ можно назвать развитие фармацевтики. В числе крупнейших резидентов из этой отрасли — "Биокад", "Вертекс" и "Новартис Нева". Так, по итогам января–марта 2023 года совокупный объём выручки этих трёх компаний составил 16,4 млрд рублей при общем объёме выручки резидентов 19,8 млрд (за этот же период). Успешным проектом также можно назвать открытие завода по выпуску микроэлектроники "Пантес" в прошлом году.
Новые резиденты ОЭЗ получают нулевую ставку региональной части налога на прибыль в течение первых 6 лет работы (далее она составляет 5% за последующие 4 года и 13,5% начиная с 11–го года работы). По данным комитета финансов Петербурга, в 2021 году (последние опубликованные данные) бюджет города недополучил от резидентов ОЭЗ налог на прибыль на 445,9 млн рублей.
В 2022 году в России появилось семь новых ОЭЗ, ещё две были расширены. Всего в стране работает 50 ОЭЗ с общим объёмом инвестиций по соглашениям в размере 1,8 трлн рублей, из которых 822 млрд рублей уже осуществлено, отмечал зампредседателя правительства РФ — полномочный представитель президента в ДФО Юрий Трутнев.
Понятно, что уход Toyota и серьёзный кризис на заводе Hyundai стали вызовами для экономики региона. И хотя универсальных рецептов для таких ситуаций нет, богатый международный опыт преодоления схожих сложностей всё же накоплен. Особые экономические зоны — это, вне всяких сомнений, эффективный инструмент. Формат таких зон может быть разным: от "свободной и беспошлинной торговли" (к слову, распространены в СНГ), "свободных банковских зон" (например, Бахрейн, Панама), "свободных игорных зон" (Монако, Монте–Карло) до промышленно–торговых или технико–внедренческих. Термин "ОЭЗ" — это своего рода "зонтик" для более чем 90 различных форм, применяемых в мировой практике. При всей разности форматов институционализации подобные проекты объединены общими целями. Это прежде всего привлечение инвестиций и укрепление экономического и научного потенциала государства или региона. И далеко не всегда речь идёт о внешних инвестициях или интеграции в мировые торговые процессы. И в странах ЕС (особенно во Франции), и в США или Великобритании их нередко создавали для так называемого "подтягивания" регионов и активизации среднего и малого бизнеса в депрессивных районах. Цель состояла не в привлечении зарубежного капитала, а в выравнивании региональной дифференциации и корректировке социально–экономического неравенства регионов.
Нина Шевчук
ведущий научный сотрудник НИЛ стратегического планирования и евразийской интеграции, доцент кафедры международных отношений РАНХиГС Санкт–Петербург, кандидат политических наук
Территорию вокруг бывшего завода "Тойота Мотор" можно назвать привлекательной: юг города традиционно пользуется спросом у промышленных предприятий. Транспортную ситуацию можно охарактеризовать как хорошую, несомненным плюсом здесь является станция метро. В Шушарах остро стоит вопрос наличия инженерной инфраструктуры, в особенности законных подъездов к участкам. У территорий, которые обычно доступны для продажи и дальнейшего размещения на них производств, нечасто есть законный асфальтированный подъезд, на который уже наложен сервитут. Крупные девелоперы обычно выкупают эту дорогу у собственника, по участку которого проложен проезд, но небольшие предприятия вряд ли смогут финансировать такую сделку. Если на территории вблизи "Тойоты" вопрос с дорожной картой будет решён, это будет ещё одним весомым плюсом. Возможность получить статус резидента особой экономической зоны также добавляет привлекательности этой локации, поскольку он несёт за собой налоговые льготы и преференции.Думаю, эта территория будет интересна современным предприятиям, которые ищут участки площадью от 1,5 до 3 га. На каждом таком производстве может быть создано до нескольких сотен новых рабочих мест. На данный момент в Шушарах могут располагаться производства 3–5–го класса опасности.
Алла Сидоренко
партнёр, руководитель направления индустриальной и складской недвижимости "Бестъ. Коммерческая недвижимость"
В начале года это был единый участок площадью 224 га. Его кадастровая стоимость оценивалась в 2 млрд рублей. Весной проведены работы по разделу участка: из него один образовался под бывшим заводом "Тойота" площадью 60,8 га, а на оставшейся территории — более 80 новых. Данные участки поставлены на кадастровый учёт в середине мая. Подобное дробление облегчает дальнейшие сделки с участками: у каждого своя кадастровая стоимость и свой собственник.
Глеб Кадников
главный кадастровый инженер ООО "Стройснабгаз"
К преимуществам можно отнести хорошую транспортную доступность и готовность участков к застройке. Начало развития территории подарит Шушарам второе дыхание. Она имеет высокий потенциал для развития складской и промышленной недвижимости. Участки крайне ликвидные. В контексте небольшого количества свободной земли и низкой вакантности на складских объектах строительство новых складских комплексов и промышленных предприятий в Шушарах становится более чем целесообразным. Если государство возьмёт на себя реализацию участков, то цена будет доступной для множества девелоперов.
Илья Князев
руководитель отдела индустриальной и складской недвижимости NF Group в Санкт–Петербурге