По статистике МВД России, в 2022 году российское гражданство получила 691 тыс. иностранцев. Большая часть из них — граждане из стран бывшего СССР, почти половина от этого числа — граждане Украины. А также 2 387 человек из стран ЕС и 262 гражданина США (примечательно, что количество запросов из западных стран по сравнению с 2021 годом почти не изменилось). Вид на жительство (ВНЖ) в России в прошлом году получили 3 107 представителей стран ЕС и 245 американцев. Казалось бы, капля в море. Но эти люди есть, и они по каким–то причинам выбирают Россию.
Сессия рифмующегося содержания вошла в программу минувшего ПМЭФ. Спикерами стали уроженцы Австралии, Германии, США и Франции, которые сейчас живут и работают в Краснодаре, Подмосковье и на Алтае и ведут блоги, как переехать в Россию, для десятков тысяч своих земляков. Они назвали спектр причин для переезда в РФ, от социальных до экономических. Если гостю с Запада больше подходят местная система налогообложения, ведения бизнеса и бытовые условия жизни его семьи — он рассмотрит вариант перебраться сюда даже в текущий момент.
Но миграционное законодательство в России — сложнейший квест, особенно для представителей недружественных государств. Безвиз для постсоветского пространства хотя бы позволяет не покидать Россию в процессе оформления документов. А вот канадскому фермеру с десятью детьми нужно прибыть в Россию на разрешённый срок пребывания, подать документы лично — и им, как подтверждают профильные юристы, едва ли одобрят заявку с первого раза. Весной этого года процедура трудоустройства и получения ВНЖ в России была упрощена для иностранцев из IT–сферы. Правда, распространяются эти льготные условия только на компании с госаккредитацией. Насколько такой работодатель готов брать специалистов из недружественных стран — проверится на практике.
Пока же тем немногим, кто желает стать россиянами, остаётся искать лазейки сквозь тернии миграционного законодательства. Схемы есть, но без коллаборации с властями заметного успеха не добиться. По словам партнёра VISTA Immigration Тимура Беслангурова, любой регион — будь то Тюменская область или Петербург — может "забронировать" пару десятков мест из федеральной квоты на выдачу ВНЖ и обратиться за подбором кандидатур к блогерам, подобным участникам дискуссии на ПМЭФ. Так регион получит пару десятков представителей нужных ему профессий или социального статуса. Всё ещё капля в море — за неимением лучших программ по облегчению забюрократизированного процесса.