Петербургские музеи стали эффективнее защищать свои интеллектуальные права

Автор фото: ТАСС

Музеи Петербурга начали активно и успешно защищать интеллектуальные права. А организации, желающие использовать изображения из музейных коллекций, заключают официальные договоры охотнее, чем 5 лет назад.

Представители петербургских учреждений культуры нередко сталкиваются со случаями несоблюдения музейного права и нарушениями законодательства об интеллектуальных правах.
Недобросовестные предприниматели используют изображения из музейных коллекций на сувенирной продукции без договоров с учреждениями культуры. "ДП" узнал, какие случаи нарушения интеллектуальных прав музеев наиболее распространены и как разрешаются споры.

Противоречие норм

В соответствии со ст. 36 федерального закона "О музейном фонде РФ и музеях в РФ" право первой публикации музейных предметов принадлежит музею, за которым они закреплены.
"Изготовление тиражной и сувенирной продукции с изображением музея и его предметов допустимо только с разрешения дирекции. Это касается названий, символики, частей коллекций. Нарушений может быть множество, но преимущественно это использование изображений объектов, зданий или интерьеров в коммерческих целях. Согласно ст. 1301 ГК РФ правообладатель, то есть музей, имеет право требовать возместить убытки или выплатить компенсацию от 10 тыс. до 5 млн рублей в судебном порядке", — объясняет генеральный директор патентного бюро "Железно" Александра Морозова.
При этом к большей части музейных экспонатов применяются нормы ст. 1282 ГК РФ, в соответствии с которой по истечении 70 лет после смерти автора произведения оно становится общественным достоянием, добавляет ведущий юрист направления интеллектуальной собственности и франчайзинга юридической группы "Совет" Алексей Бойченко. То есть вроде бы любой человек может законно использовать произведение без чьего–либо согласия и без выплаты авторского вознаграждения. Но это противоречит закону "О музейном фонде".
"Например, не допускается изображение экспонатов, находящихся в музейных коллекциях, путём издания альбома в целях его последующей продажи. При рассмотрении одного из дел в суде по иску Государственного музея истории Санкт–Петербурга к компании, осуществлявшей выпуск и продажу подобных альбомов, установлено, что изображение музейных предметов в качестве иллюстраций является недопустимым без разрешения владельца. При незаконном использовании произведений искусства музеи вправе требовать прекращения такого использования", — комментирует юрист.
В этом деле музею удалось взыскать убытки в размере 768 тыс. рублей — так была оценена упущенная выгода, которую бы получил музей, если бы компания выпускала альбомы по договору.
В Петербурге немало недобросовестных предпринимателей, нарушающих права музеев. Например, один из бизнесменов распространял сувениры с изображением музея–заповедника "Парк Монрепо" без разрешения учреждения. В суде интересы парка представила юридическая компания "Городисский и партнёры" — тогда суд кассационной инстанции вынес решение в пользу правообладателя.

Утечка в соцсети

Во многих музеях есть юристы, которые занимаются составлением договоров на передачу произведений в собственность музея, а также представляют их интересы на переговорах и в судах, отмечает Александр Дубок, руководитель патентного бюро "Первоисток".
"Например, государственный музей–заповедник “Петергоф” создал у себя структурное подразделение — отдел интеллектуальной собственности. Он не только заключает и контролирует исполнение договоров, но выявляет и пресекает нарушения, связанные с неправомерным использованием объектов интеллектуальной собственности", — комментирует специалист.
Но так дела обстоят далеко не везде. Как рассказала "ДП" заместитель директора по учёту, хранению и реставрации Российского этнографического музея Наталья Прокопьева, нарушители постоянно размещают в интернете изображения предметов, скачанные с сайта учреждения без указания их принадлежности. Специальной службы, занимающейся поиском нарушителей, в музее нет, так что обычно их находят случайно.
"В специальные официальные органы ещё не обращались. Обращались к тем, кто разместил изображения и тексты без разрешения и согласования с музеем. Некоторые убирали их со своих страниц. Последний случай — в “Живом журнале” разместили фотографии и авторские аннотации сотрудников, составленные по результатам проведённых исследований. Обращение в ЖЖ с претензией составлено", — говорит Наталья Прокопьева.
В музее отдельным видом объектов интеллектуальной собственности считают авторские тексты сотрудников.
По словам Натальи Прокопьевой, очень сложно выявить недобросовестные заимствования без ссылок на авторов. В связи с этим чаще всего права музея нарушают в социальных сетях. А вот издатели на бумажных носителях — самые добросовестные представители бизнеса. Они всегда делают запрос на предоставление права использования.

Оригинал или копия?

Встречаются и более сложные случаи, чем банальное воровство контента. Так, сотрудники PR–отдела Всероссийского музея А. С. Пушкина 5 лет назад обнаружили в Доме книги альбом с подборкой репродукций. Среди них была картина "Прощание Пушкина с Чёрным морем" Ивана Айвазовского.
"Там было указано, что владелец и правообладатель — Музей Пушкина в Москве. Хотя эта картина хранится у нас. Мы связались с издательством, завязалась долгая и сложная переписка — люди не понимали, чего мы добиваемся. Но в результате мы заключили с ними договор и они оплатили нам пользование изображением музейного предмета", — вспоминает Екатерина Сафонова, начальник правового отдела Всероссийского музея А. С. Пушкина.
Специального отдела мониторинга здесь тоже нет, но отслеживанием регулярно занимается правовой отдел. Случаи, когда сотрудники встречают изображение картины, которая находится в музее, нередки. Однако далеко не всегда это повод сразу подавать претензию. Важно уточнить, есть ли копия этой картины в других музеях, потому что организация могла взять в работу изображение копии — тогда нарушения не будет.
По словам Екатерины Сафоновой, 5 лет назад музей не заключал такое большое количество лицензионных договоров, как сейчас.
"За 5 лет у людей и организаций повысилась сознательность в этих вопросах. У нас появилось очень много запросов на предоставление изображений музейных предметов по договору: постоянно идёт большой поток заявок. К нам постоянно обращаются издательства и музеи. К тому же мы сотрудничаем с региональными библиотеками и небольшими музеями в региональных центрах — туда мы также предоставляем изображения музейных предметов по лицензионным договорам", — комментирует представитель музея.