Жители новостройки в Петербурге через суд добились ремонта дороги к своему ЖК

Автор фото: Волков Павел

В Петербурге складывается судебная практика в пользу жителей новостроек, которые годами не могут дождаться нормальных дорог к своим домам. Смольному приходится усиливать работу в этом направлении.

В начале июня Куйбышевский районный суд Петербурга вынес решение по иску прокурора Невского района, к которому обратились жители ЖК "Пётр Великий и Екатерина Великая". Прокурор требовал отремонтировать Заводскую улицу, которая ведёт к домам. Экспертиза показала, что дорога, как и параллельная ей Лесная улица, не соответствует ГОСТу: на ней отсутствуют тротуары и стационарное освещение. С 2019 года на этих улицах произошло девять ДТП, два из которых — это наезд на пешеходов, "что указывает на небезопасный характер данных дорог, главным образом для жителей ЖК “Пётр Великий и Екатерина Великая”", — говорится в решении суда.
Суд постановил обязать комитет по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга (КРТИ) в течение года выполнить проектно–изыскательские работы по капитальному ремонту Заводской улицы от Советского проспекта до перекрёстка у дома №17 и в течение 2 лет сделать сам капремонт.
Впрочем, вскоре после подачи иска КРТИ сам внёс Заводскую улицу в адресно–инвестиционную программу ремонта дорог со сроками проведения работ в 2023–2025 годах.
"В настоящее время проводятся конкурсные процедуры. После заключения государственного контракта подрядная организация приступит к разработке проектной документации с последующим выполнением капитального ремонта улицы. Планируемый срок завершения капитального ремонта — 2025 год", — пояснили "ДП" в комитете.
Девелопер ЖК "Пётр Великий и Екатерина Великая", компания РСТИ, отказалась от комментариев, сославшись на то, что дороги находятся за границами жилого комплекса.

Ушли по–английски

Это уже не первая попытка жителей петербургских новостроек добиться нормальных дорог к своим домам в суде. В 2021 году иск к КРТИ подала группа жильцов ЖК "Английская миля". "Единственным способом подъезда к многоквартирному жилому дому выступает улица Лётчика Лихолетова, которая существует только на планировочной схеме. Фактически дорога не спроектирована, её строительство не осуществлено, равно как отсутствуют такие элементы благоустройства, как пешеходные дорожки к близлежащей школе, тротуары, освещение", — заявили истцы в суде.
Как выяснилось, дорогу должен был спроектировать застройщик ЖК — ООО "Балтпродком". Компания подписала соответствующее соглашение с КРТИ, но не выполнила своих обязательств. Тем не менее суд возложил ответственность на комитет, который, по мнению суда, не принял исчерпывающих мер по решению проблемы. Городской структуре было предписано подготовить и согласовать проект дороги до конца 2021 года.
КРТИ обжаловал решение суда, но вновь проиграл. Как сообщили "ДП" жильцы, дорога до сих пор не построена (это видно и на "Яндекс.Картах", датированных 2022 годом), несмотря на выданный исполнительный лист (есть в распоряжении "ДП").

И ныне там

Проблема с дорогами к новостройкам характерна для Петербурга. После сдачи домов временные подъездные пути зачастую так и оставались разбитыми "времянками" без тротуаров и освещения. Теоретически их должен был обустраивать город, которому не всегда хватало финансовых ресурсов. Попытки переложить эту обязанность на застройщиков не всегда давали результат, как в случае с "Английской милей". Всё это осложнялось ситуацией с собственностью земельных участков. Если они оставались в частных руках, город просто не мог вкладываться в дороги на этих участках. В 2017 году проблему вынесли на обсуждение Транспортного совета при правительстве Петербурга. КРТИ подготовил к заседанию список из семи локаций, где эта проблема стоит наиболее остро, и оценил расходы на её решение в 50,5 млрд рублей. На тот момент речь шла о том, чтобы облегчить жизнь 0,5 млн жителей Петербурга. Конкретных решений тогда принято не было.
В итоге, как выяснил "ДП", ни в одной из перечисленных локаций качественных дорог не построено до сих пор. Ситуация начинает меняться только сейчас. Так, в Уткиной Заводи КРТИ лишь в этом году планирует объявить конкурс на реконструкцию Русановской улицы, ведущей к нескольким кварталам. Многие дома там были сданы ещё в 2014 году, и с тех пор их жители ездят по разбитой двухполосной дороге без тротуаров.
В Шушарах только в этом году началась реконструкция двухполосной Пушкинской улицы — основного въезда в один из крупнейших петербургских спальных районов. Обещают уложиться до конца года. Второй въезд — через Новгородский проспект — местные жители называют "пьяной дорогой", его состояние не выдерживает никакой критики. В начале мая этого года вышло распоряжение о подготовке проекта планировки территории под этот объект. Он будет готов к концу 2024 года, ещё несколько лет уйдёт на проектирование и строительные работы.
В прошлом году началась реконструкция участка Колпинского шоссе от трассы М–10 до Промышленной улицы. Это — главный выезд из района Славянка, застроенного в 2012–2013 годах. Работы планируется завершить в 2024 году. Ещё за две улицы, находящиеся по периметру Славянки, пока не брались.
На намывных территориях Васильевского острова долго спорили, кто должен строить улично–дорожную сеть. Прежняя администрация Петербурга пыталась возложить эту обязанность на инвестора проекта — компанию "Терра нова". Но в итоге Смольный выложил 5 млрд рублей из городского бюджета. Работы начались в прошлом году, закончатся в следующем.
В Усть–Славянке жители новостроек уже много лет ждут расширения двухполосного Советского проспекта — единственного подъездного пути к их домам. Но в данный момент только подготовлен проект планировки территории. Между тем дома там сдаются с 2017 года.
Постоянно откладываются сроки постройки недостающего участка Шуваловского проспекта от Комендантского до Парашютной улицы. Именно там расположен ЖК "Юбилейный" от ГК "Эталон", построенный в 2013 году. Всё это время его жители пользуются стихийными выездами на близлежащие магистрали.

Больше никогда

В настоящий момент Смольный прикладывает усилия для того, чтобы те новостройки, которые возводятся сейчас, были лишены проблем с транспортной инфраструктурой. В 2021 году начала работу Градостроительная комиссия Петербурга, через которую проходят все проекты жилой и гостиничной застройки. "Девелоперы должны объяснить на комиссии, как будет обеспечиваться транспортная доступность новых объектов, предложить решения. Если решения нет — комиссия не поддерживает такой проект", — говорят в комитете по строительству Петербурга.
Фактически это означает, что подъездные дороги к новым домам проектируют и строят девелоперские компании. Среди последних примеров — расширение Волхонского шоссе, которое проектирует Setl Group. Компания намерена построить 760 тыс. м2 жилья на прилегающей территории. Внутриквартальные территории проектирует тоже она.
Прокуратура имеет право обращаться в защиту прав неограниченного круга лиц. Иски по вопросам капитального ремонта или реконструкции дорог как раз подлежат отнесению к таким искам, так что само по себе обращение в суд прокуратуры не является чем–то выдающимся, хотя своими правами прокуроры пользуются не так часто, как хотелось бы, когда это касается понуждения государственных органов.В абсолютном большинстве случаев такие иски прокуратуры удовлетворяются, так как все заявленные нарушения, как правило, являются очевидными.
Дмитрий Некрестьянов
партнёр, руководитель практики по недвижимости и инвестициям АБ "Качкин и партнёры"
Такие ситуации бывают, если строительством внешней дорожной составляющей в новостройках занимается не застройщик. Такое положение дел влияло на репутацию компаний — покупатели склонны транслировать негатив в сторону застройщика. В определённый момент застройщикам начали вменять всё больше социальных обязательств и подключили их к строительству и улучшению дорожной инфраструктуры. За счёт этого проблема, когда годами подъезд к новостройкам не соответствовал нормам, исчерпывается. В ближайшем будущем такое положение дел не поменяется. Причина в ограниченности бюджетных средств на дорожное строительство. В целом имеющийся бюджет Петербурга на ремонт дорог даже не позволяет привести их все к нормативному состоянию. Новое строительство софинансируется из федеральных средств, но и там суммы вполне приземлённые. Поэтому застройщики продолжат участвовать в инфраструктуре, здесь иллюзий быть не может.
Сергей Софронов
коммерческий директор ГК "ПСК"