Без лишних проводов: доходы операторов от точек Wi–Fi сократились

Автор фото: Сергей Ермохин

Количество точек Wi–Fi в России увеличилось, но доходы операторов от них сократились. Среди причин: недостаток оборудования, сокращение рекламного рынка и строгое госрегулирование.

На конец 2022 года в России насчитывалось 191,1 тыс. публичных точек Wi–Fi–доступа, организованных и обслуживаемых операторами связи. Это на 2,9% больше, чем годом ранее. При этом выручка от них, наоборот, сократилась на 3%, с 5,3 млрд рублей до 5,1 млрд, подсчитало агентство "ТМТ Консалтинг". Также аналитики отметили замедление темпов роста — в 2021 году он составил 3,7%.

Как в отеле

Среди главных заказчиков услуг по доступу Wi–Fi — транспортный сектор (городской наземный транспорт, метрополитен), культурные, социальные учреждения, учреждения здравоохранения и городские организации. Потребителями также являются HoReCa, розница, ТРЦ и БЦ, салоны красоты, фитнес– и медицинские центры. 30% рынка занимает "МаксимаТелеком", 27% — "Ростелеком", 16% — "ЭР–Телеком", 8% — "Вымпелком". Остальное принадлежит небольшим игрокам.
Михаил Козырев, коммерческий директор компании "Комфортел", отмечает, что в Wi–Fi–сетях есть два вида рекламы. Прямой — на стартовой странице (или страницах). Непрямая же реклама "догоняет" людей по MAC–адресу устройства, она транслируется на интернет–площадках на основе собранных о пользователе данных.
"Есть ещё один вид рекламы, назовём его косвенным. Если это отель, то в рейтинге сервисов бронирования учитывается и качество интернета. Если оценка за него низкая, то и общий рейтинг страдает, даже если у вас пять лебедей из полотенец. Чем меньше рейтинг, тем меньше стоят услуги по размещению, тем реже отель выбирают для проживания. То же самое можно сказать и про рестораны", — добавляет Козырев.
Михаил Телегин, заместитель генерального директора по стратегическим проектам "ОБИТ", обращает внимание, что для начала надо определиться, что понимается под монетизацией Wi–Fi–платформы и кто имеется в виду как выгодоприобретатель.
"Это может быть как сам заказчик такого сервиса — например, торговый или развлекательный центр, общественное пространство, заведение общепита и т. п., так и оператор, который эту услугу предоставляет. Мы уже более 10 лет занимаемся созданием и обслуживанием Wi–Fi–платформ — как для публичного доступа в интернет, так и для enterprise–уровня — и на основании своего опыта можем сказать, что монетизация Wi–Fi–платформы как рекламной площадки требует профессионального подхода и значительных ресурсов. Если рассматривать монетизацию исключительно с позиции оператора, то это могут быть также доходы от услуг по обслуживанию сети, техподдержке оборудования и ПО, сервиса авторизации", — объясняет он.

Эхо пандемии

Михаил Козырев подчёркивает, что свою роль сыграли санкции на топовое иностранное оборудование. "Операторы стали искать решения, подходящие по бюджету. Поэтому появляются китайские точки доступа, которые хуже, но дешевле в разы. Сейчас многие используют Wi–Fi–авторизацию только для соблюдения законов, без использования её в качестве маркетингового инструмента", — отмечает он.
Михаил Телегин напоминает о пандемии, из–за которой сократилась посещаемость торговых центров, заведений общепита и прочих общественных мест.
"Наш давний партнёр, ГМЗ “Петергоф”, для которого мы построили и обслуживаем Wi–Fi–платформу, в 2019 году принял 6,3 млн туристов, а в 2022–м — 5 млн, после 3,6 млн в 2021–м. Да, туристический поток восстанавливается, но пока не достиг допандемийного уровня", — говорит он. Не стоит забывать и об уходе западных брендов, которые исторически были крупнейшими рекламодателями на b2c–рынке.
Александр Сиволобов, заместитель руководителя Центра компетенций НТИ на базе "Сколтеха" по технологиям беспроводной связи и интернета вещей, называет ещё одну причину. "В последнее время использование Wi–Fi сокращается, так как люди проявляют большее доверие к обычной мобильной связи LTE. Современные смартфоны эффективно защищают пользователей от нежелательного сбора информации. Кроме того, важно учесть общую ситуацию в розничном бизнесе, где компании стремятся сократить второстепенные расходы и неэффективные источники доходов", — заметил он.
С ним согласен Алексей Бойко, телеком–аналитик и автор канала ABloud62. По его мнению, Wi–Fi — не слишком надёжная и не слишком удобная для пользователей технология, кроме "домашнего сценария" или применений там, где человек проводит много времени, например в номерах отеля. "Вряд ли можно ожидать в ближайшее время каких–то позитивных изменений этой технологии, которые существенно сказались бы на её востребованности. Разве что существенный рост цен на услуги сотовой связи мог бы вызвать положительную динамику", — считает он.

Лучше не связываться

Бойко обращает внимание, что современное российское законодательство по сути является запретительным для всех небольших компаний, которые хотели бы предоставлять услугу доступа к интернету через Wi–Fi в коммерческом режиме: "Слишком много предъявляется различных требований. Причём часть из них достаточно сложно выполнить — лицензии, квартальная отчётность, отчисления в фонд ИИ, законы Яровой, СОРМ, реестр РКН, фильтрация “запрещённого” контента. В итоге малый бизнес с этим старается не связываться".
При этом спрос на услуги Wi–Fi может вырасти, если в России ещё долго не будет решён вопрос с выделением достаточных объёмов новых частот под 5G и не будет массово доступно оборудование 4G/5G.
"Когда скорость в мобильной сети опускается ниже 5–10 мегабит в секунду, пользователи, вероятно, будут обращаться к Wi–Fi–точкам", — замечает Александр Сиволобов.
Михаил Козырев не согласен с тем, что рост количества точек замедляется: "Я считаю, что, наоборот, их количество будет расти, потому что мобильные сети уже сейчас не справляются на все 100%. Сотовые сети перестали развиваться или даже деградировали за последний год. Объём трафика в целом активно растёт и удваивается раз в 3 года. При этом предпосылок для роста сети сотовой связи, я бы сказал, нет. Что останавливает развитие рынка Wi–Fi? Не хватает выбора оборудования".