Пункты выдачи заказов стали популярными для покупки готового бизнеса

Автор фото: Агентство "Москва"

ПВЗ открывается всё больше и больше, но эксперты говорят, что рынок ещё далеко не заполнен.

По данным Tinkoff eCommerce, в апреле текущего года на одно юридическое лицо приходилось в среднем 2,8 фирменного пункта выдачи заказов (ПВЗ). При этом лишь 2% компаний сотрудничают сразу с Ozon, Wildberries и "Яндекс.Маркетом". Большинство владельцев ПВЗ работают с одной площадкой. За прошедший год доля монобрендовых ПВЗ в общем числе составляла около 80%.
Согласно исследованию, Wildberries остаётся самой востребованной франшизой в нише: 38% предпринимателей владеют ПВЗ именно этого бренда. При этом в марте 2023 года их доля была выше и составляла 43%. Так что остальные площадки начинают активно поджимать лидера. В Tinkoff eCommerce отмечают, что в апреле начала расти доля тех, кто открывает точки Ozon и "Яндекс.Маркета". 28% владельцев ПВЗ работают с Ozon, а замыкает тройку лидеров "Яндекс.Маркет", который имеет 15%–ную долю от общего числа ПВЗ в стране.

Ускоряя шаг

ПВЗ также остаётся одним из самых востребованных направлений развития и в сфере готового бизнеса. Так, по данным "Авито", в I квартале в Ленинградской области спрос на покупку готового бизнеса увеличился на 40% за год. Самыми востребованными категориями в этой сфере по всей стране остаются пункты выдачи заказов (18% от общего спроса) и предприятия общественного питания (17,5%).
Партнёр, руководитель отдела исследований и консалтинга IPG.Estate Валерий Трушин отмечает, что если обратиться к структуре лидеров сегмента, то на текущий момент в Петербурге Ozon располагает более 2,2 тыс. пунктов, Wildberries — более 1,2 тыс. пунктов, у "Яндекс.Маркета" есть порядка 600 ПВЗ, а у Lamoda — более 80 точек. По сравнению с 2022 годом прирост составил более 100 , 10 , 20 и 20% соответственно. Важно участь, что часть из пунктов Ozon и Wildberries открываются по франшизе. Выяснить структуру и соотношение прямых и франшизных пунктов довольно сложно.
Руководитель департамента коммерческой недвижимости компании KNRU Полина Фиофилова добавляет, что количество заявок на открытие пунктов выдачи заказов растёт, так как игроки этого рынка укрепляют свои позиции в разных районах города. Помимо "большой тройки" в регионе стала активно развивать собственные ПВЗ и площадка "Авито". По данным KNRU, в июне 2023 года в Петербурге и ближайших пригородах работает 5842 пункта выдачи, которые относятся к четырём крупнейшим игрокам — Wildberries, Ozon, "Яндекс.Маркет" и "Авито". С февраля текущего года количество ПВЗ у этих компаний выросло на 17,59%, или на 874 точки. Компаниями — лидерами по росту стали "Яндекс.Маркет" и Ozon. Так, у первой сети количество точек выросло на 83,5% (+249), а у Ozon рост составил 68,39% (+885). Доля ПВЗ Ozon в регионе из общего числа указанных четырёх сетей сейчас составляет 37,3%.

Расчистили место

Руководитель торговой недвижимости NF Group в Санкт–Петербурге Анна Лапченко подтверждает, что если раньше некоторые бренды объединялись под вывеской одного из операторов, то теперь в связи с популяризацией онлайн–продаж у большинства игроков рынка есть свои пункты выдачи. Как правило, одному оператору требуется помещение площадью 30–50 м². Впрочем, нередко бывает, что арендуют большую площадку и на ней размещаются несколько операторов. Преимущественно ПВЗ открываются на основных торговых коридорах спальных районов города.
Эксперты предупреждают, что в ближайшее время данный сегмент ждут перемены. С российского рынка уходит компания PickPoint, которая на текущий момент управляет 6 тыс. постаматов и 4,5 тыс. пунктов выдачи заказов в целом по стране. Полина Фиофилова замечает, что формат постаматов уже устарел, так как рынок поделили Wildberries, Ozon, "Яндекс.Маркет" и "Сбермаркет", которые удобнее для аудитории. Того, что у пользователей вдруг возникнет резкая нехватка мест, где они могут забрать свой заказ, бояться не стоит. Эксперты сходятся в том, что в России достаточно много маркетплейсов, которые хорошо и эффективно работают и смогут компенсировать уход с рынка практически любого крупного игрока.
В Ozon прямо заявили "ДП", что в 2023 году развитие сети пунктов выдачи заказов является для них приоритетом. Директор по развитию партнёрских логистических программ Ozon Денис Дьяченко замечает, что удобство и близость пункта выдачи к клиенту — один из факторов выбора в пользу маркетплейса при совершении покупки. Ведь восемь из 10 заказов люди предпочитают забирать самостоятельно. Хотя в Петербурге и Ленинградской области работает уже очень много пунктов выдачи заказов Ozon, рост числа заказов кратно опережает открытие новых ПВЗ.
"Этот показатель растёт вдвое каждый год. Поэтому мы заинтересованы в том, чтобы партнёры открывали новые пункты в Северной столице. Чтобы стимулировать рост партнёрской сети, мы запустили программу поддержки в приоритетных локациях. По ней можно получить до 250 тыс. рублей финансирования в месяц. Программа доступна для новых точек в первые 6 месяцев работы", — замечает Денис Дьяченко.
Кроме того, компания проводит обучение для владельцев и сотрудников пунктов, создала виртуального помощника по брендингу, помогает с документами. "Наша задача — снять проблемы в сложных для частных предпринимателей процессах. Чтобы в бизнес пунктов выдачи заказов Ozon по франшизе мог входить любой желающий", — добавляют в компании.

Наперегонки с продажами

Директор платформы для роста онлайн–продаж Tinkoff eCommerce Илья Кретов замечает, что поддержка со стороны маркетплейсов существенно влияет и на рост количества пунктов выдачи заказов у одного предпринимателя. По данным аналитиков Tinkoff eCommerce за апрель 2023 года, масштабная кампания по поддержке открытия ПВЗ от Ozon увеличила среднее число точек самовывоза с 1,3 до 1,6 на компанию. При этом эксперты уверены, что рынку есть куда расти. Валерий Трушин замечает, что говорить о заполненности сегмента нельзя, поскольку объёмы торговли через интернет растут ежегодно и развитие инфраструктуры будет продолжаться пропорционально росту объёмов рынка e–commerce.
По итогам этого года в Data Insight ожидают, что совокупный объём онлайн–продаж достигнет 7,4 трлн рублей. Таким образом, рост рынка составит 30%, а количество выполненных заказов может достигнуть 4,6 млрд. Но при этом может произойти снижение среднего чека в e–commerce на 20%, а суммарное количество заказов в категорийных non–food–магазинах сократится на 3%.
Анна Лапченко считает, что рынок почти заполнен, но потенциал для дальнейшего развития всё ещё есть. В городе застраиваются районы, появляются жилые проекты, соответственно в них открываются и новые пункты выдачи заказов.