Проекты Трабера в Усть-Луге и Приморске получат многомиллиардные инвестиции

Автор фото: ТАСС

Акционеры стивидорной компании Ильи Трабера одобрили 400 млн евро инвестиций в строительство комплекса по производству и морской перевалке метанола в Усть–Луге. Ещё $100 млн выделят на проект в Приморске.

Петербургское АО "Балтийский судомеханический завод" инвестирует 400 млн евро в строительство комплекса по производству и морской перевалке метанола, карбамида и аммиака в Усть–Луге и $100 млн в строительство портового комплекса в Приморске. Сведения о таком решении акционеров Центр раскрытия корпоративной информации опубликовал 24 мая.
Для этого банк "Санкт–Петербург" выделит кредит в 5 млрд рублей. Проект в Усть–Луге реализует ООО "Балтийский метанол", в Приморске — ООО "Приморский УПК", принадлежащие Илье Траберу и его партнёрам. Балтийский судомеханический завод имеет тех же хозяев.

Будут строить сами

Партнёры миллиардера Ильи Трабера по самому крупному на Северо–Западе портовому проекту — строительству в Приморске универсального перегрузочного комплекса, чья мощность сопоставима с Большим портом Санкт–Петербург, — решили строить в Усть–Луге завод по производству метанола и терминал для его морской перевалки без участия ООО "Балтийская газохимическая компания" (БГХК), в 2018 году торжественно анонсировавшего этот проект на Петербургском международном экономическом форуме.
С 15 мая ООО "Балтийский метанол" продал 99% долей БГХК её миноритарному владельцу АО "БГХК–инвест", чьи собственники не раскрываются. В 2021 году владевшую тогда 99% БГХК компанию "Балтийский метанол" приобрёл лично Илья Трабер, который позже передал её своим партнёрам по приморскому проекту. Теперь "Балтийский метанол" никакого отношения к БГХК не имеет и будет строить метанольный комплекс в Усть–Луге самостоятельно.
Андрей Сизов вошёл в "Балтийский метанол" в конце апреля, в прошлом ноябре он юридически покинул бизнес–группу Ильи Трабера, в которой до того на протяжении нескольких лет занимал посты генерального директора практически всех его основных проектов, включая "Балтийский метанол".
Основной дольщик компании Артём Бегун не стал комментировать выход компании из уставного капитала БГХК. Связаться с гендиректором "Балтийского метанола" Рамисом Дебердеевым не удалось — ни в карточке СПАРК, ни на сайте компании контактные данные не указаны. Генеральный директор БГХК Алексей Константинов от комментариев отказался.
Гендиректор "БГХК–инвест" (с конца мая 100%–ный владелец БГХК) Сергей Кетоев не стал раскрывать причины выхода "Балтийского метанола" из уставного капитала "дочки" возглавляемой им компании, но уточнил: БГХК не будет строить метанольный комплекс в Усть–Луге, этим займётся "Балтийский метанол".
В СПАРК и на сайте арбитражных судов нет сведений о хозяйственной деятельности ни "Балтийского метанола", ни БГХК, ни "БГХК–инвеста". Более того, в СПАРК отсутствуют сведения о наличии у этих компаний каких–либо специальных лицензий, а правительство Ленобласти землю в Усть–Луге им не выделяло. Логичен вопрос: зачем Илья Трабер в 2021 году приобрёл основной пакет "Балтийского метанола", когда более "прямым путём" выглядела бы покупка принадлежавшей ему БГХК? Жаль, что в этой бизнес–группе не отвечают на вопросы СМИ.
По данным Центра раскрытия корпоративной информации, 23 мая акционеры работающей в петербургском порту стивидорной компании АО "Балтийский судомеханический завод" одобрили инвестиции в размере 400 млн евро в проект "Балтийского метанола" в Усть–Луге и $100 млн в строительство портового комплекса в Приморске. По сведениям на конец 2022 года, основной пакет акций Балтийского судомеханического завода (24,61%) контролирует Илья Трабер, 23,68% у совладельца "Балтийского метанола" Игоря Полторака.
В открытом медиапространстве о реальном строительстве ни одного из двух проектов не сообщается, поэтому остаётся ориентироваться исключительно на обещания их инициаторов, которые избегают прессы. На текущем этапе удивляет арифметика. 400 млн евро запланированных Балтийским судомеханическим заводом инвестиций в усть–лужский проект — это чуть меньше 35 млрд рублей. Заявленная "Балтийским метанолом" сумма, необходимая для реализации проекта, — 300 млрд. Про недостающие 265 млрд рублей ничего не сказано.

Заместить Marubeni

В феврале 2020 года информационное агентство PortNews сообщало, что БГХК планирует строить метанольный комплекс в Усть–Луге в партнёрстве с японской корпорацией Marubeni, российский офис которой в конце прошлого года релоцировался из России в Казахстан. Уместно предположить, что в условиях международных санкций "Балтийскому метанолу" предстоит найти замену обладающему химическими технологиями японскому концерну.
Партнёр консалтинговой компании "РусЭнерджи" Михаил Крутихин полагает, что основной проблемой в реализации метанольного проекта в Усть–Луге без японской Marubeni станет импортозамещение газокомпрессорного оборудования.
"В принципе для строительства комплекса по производству метанола без Marubeni можно обойтись, но это будет дороже, дольше и не так надёжно. Если не вдаваться совсем уж в технические подробности, то вместо предусмотренного технологией Marubeni одного крупного турбинного компрессора производства Siemens или General Electric придётся ставить несколько мелких. Но видимо, их можно будет изготовить в России…" — говорит эксперт.
Владелец производственного холдинга "Кингисеппский машиностроительный завод" (около 25% продукции предназначено для газовой и газохимической промышленности) Михаил Даниленко уверен, что с импортозамещением оборудования для метанольного проекта в Усть–Луге проблем быть не должно.
"Импортозамещение часто ведёт к удорожанию товаров, но это касается серийных продуктов со сформировавшейся ценой, конкуренцией и, соответственно, нашим отставанием от зарубежных поставщиков. Оборудование для производства метанола — высокотехнологичное и несерийное. Тут мы можем обеспечить инжиниринг на достаточном уровне и предложить комфортную цену. По моему мнению, технологическое развитие государства должно достигаться именно на сложных несерийных продуктах. Для их импортозамещения у нас есть все компетенции. Опять же проектанту не придётся ломать голову над сервисным сопровождением после сдачи объекта. Российские производители смогут сделать это при любых международных санкциях", — говорит бизнесмен.
В пресс–службе правительства Ленобласти уточнили, что "Балтийскому метанолу" недавно выделен земельный участок в районе порта Усть–Луга.

Выгоднее газа

Метанол — простейший одноатомный спирт, бесцветная ядовитая жидкость. Производится из природного газа. Область применения — производство формальдегидов, сырья для полимерных материалов и растворителей. Аналитики Vygon Consulting полагают, что долгосрочный спрос на газ в России не имеет тенденции к росту, а наибольший потенциал увеличения потребления — у газохимии, где спрос вырос за 10 лет на 15%, до 24 млрд м3 в год. Одной из причин эксперты называют экономическую составляющую: продажа за рубеж первичных продуктов переработки газа — аммиака и метанола — фактически является формой скрытого экспорта газа.
Кроме того, экспорт метанола, в отличие от экспорта газа, не ограничен, а российский метанол конкурентоспособен на мировом рынке из–за низкой цены российского газа. Это востребовано, так как прямой экспорт газа по трубе разрешён только "Газпрому".
В Vygon Consulting считают, что рост спроса на газохимию может достичь 10 млрд м3 к 2030 году. Основным рынком для российского метанола эксперты называют Европу.