Фокус на люкс: премиальные авто вернулись в Россию по параллельному импорту

Автор фото: ТАСС

Параллельный импорт новых легковых автомобилей брендов, ушедших из России, сконцентрировался на премиальном сегменте. Машины же стоимостью до 2 млн рублей активно замещают китайские марки.

За первые 4 месяца 2023 года в Россию ввезли 120,4 тыс. новых легковых автомобилей — в 2,2 раза больше, чем в январе–апреле прошлого года. Объём импорта подержанных машин за этот же период утроился — до 141,1 тыс., подсчитали в "Автостате". По оценкам аналитиков агентства, это самые высокие объёмы импорта за последние 2 года.
В сегменте новых машин влияние импорта существенное: так, в апреле в нашу страну ввезли около 34 тыс. новых легковых машин, притом что за этот же месяц в России было продано 75,6 тыс., указывает исполнительный директор "Автостата" Сергей Удалов. При этом больше всего новых машин в Россию везут из Китая: его доля в общем объёме импорта приближается к 70%.
Машины же с пробегом чаще всего импортируют из Японии (49,1%), Армении (17,8%) и Белоруссии (11,8%). В этом сегменте доля импорта по итогам апреля составила всего около 6%, то есть импортные поставки для него значительно менее существенны.

Свято место пусто не бывает

По оценке Алексея Подщеколдина, вице–президента ассоциации "Российские автомобильные дилеры" (РОАД), в прошлом году из страны ушли 46 производителей, которые составляли 80% рынка: вследствие чего на нём образовалась брешь примерно в 1 млн автомобилей. Часть машин, ввозимых в Россию из–за рубежа, составляет параллельный импорт. Это касается брендов, прекративших официальные поставки.
Напомним: в мае прошлого года Минпромторг разрешил ввозить в Россию с помощью параллельного импорта около 50 автобрендов, включая европейские (в том числе Jaguar, Land Rover, Volvo, Renault, Mercedes–Benz и Volkswagen). В марте 2023–го список расширили, включив в него, например, Citroën, Ford, Hyundai и Kia.
Интерес к этому инструменту со стороны российских автовладельцев увеличивался одновременно с ростом средневзвешенной цены на машины. На новые автомобили она увеличилась с 1,57 млн рублей в 2019 году до 2,38 млн в 2022–м. В свою очередь стоимость легковушек с пробегом в среднем выросла за тот же период с 490 тыс. до 890 тыс. К интересующимся примкнули и лояльные своим брендам автовладельцы. Такую "любовь" статистика тоже фиксирует: например, в апреле доля импорта машин из Южной Кореи в сегменте новых машин составила 1,4%, а в сегменте подержанных — 8,9%.
Но в целом с помощью параллельного импорта в Россию сегодня чаще всего ввозят новые легковые автомобили премиального ценового сегмента, рассказали "ДП" автодилеры. Таким образом, у игроков рынка снова появились в наличии Audi, BMW, Mercedes–Benz, Volvo, Jaguar и Land Rover. А вот авто дешевле 2 млн рублей сегодня замещают китайские автобренды, которые из России никуда не уходили — наоборот, начали локализовать здесь свои производства.

Только под заказ

"Рассматривать точечные поставки автомобилей путём параллельного импорта можно лишь как временную меру. Традиционную схему поставки автомобилей официальными импортёрами, в которой участвуют автопроизводители, дистрибьюторы и государство, параллельный импорт заменить не способен", — полагает Владимир Желобов, директор департамента автомобилей с пробегом группы компаний "Автодом" и "АвтоСпецЦентр".
По его оценке, на доставку любого автомобиля по схеме параллельного импорта сегодня нужно потратить (без учёта акцизов и НДС) в среднем около 400 тыс. рублей. "Поэтому по такой схеме импортируются в основном автомобили премиум–класса стоимостью от 10–15 млн рублей. В основном они ввозятся под заказ конкретного клиента. Наиболее интересные модели, которые поставлялись по параллельному импорту, — Porsche Taycan, Lamborghini Urus, авто брендов Ferrari, Maybach", — рассказывает эксперт.
По его мнению, в дальнейшем ассортимент новых автомобилей на российском рынке будет расширяться за счёт китайских авто.
Параллельный импорт остаётся важной составляющей наполнения дилерских складов, подтверждает Андрей Чекуров, руководитель отдела параллельного импорта компании "Прагматика".
"Но в большей степени параллельный импорт представлен в высокоценовом сегменте — только там он экономически оправдан. Нижний ценовой сегмент замещается китайскими брендами, прежде всего локализованными на территории России", — говорит он. При этом, по словам Чекурова, стоимость ввезённых таким образом машин отличается в зависимости от бренда и некоторые бывают даже дешевле тех, что продавались бы официально.
"Например, модельный ряд Changan по параллельному импорту стоит столько же, сколько у официального дилера. Вместе с тем есть и дефицитные позиции, где цены значительно выше", — поясняет эксперт.

Проблемы с оптимизмом

Автодилеры сомневаются, что объёмы параллельного импорта машин в нашу страну будут расти. "Для этого нужна стабильно приемлемая цена автомобиля. А на это в первую очередь влияет размер таможенной пошлины, который в ближайшей перспективе не имеет тенденции к снижению, и курс рубля, не отличающийся стабильностью. Но в сегменте выше среднего и премиум параллельный импорт является самым главным каналом наполнения складов", — говорит Андрей Чекуров.
Когда рубль по отношению к доллару и евро падает, конечная стоимость ввезённых автомобилей увеличивается. Поэтому вероятность ввоза по параллельному импорту большого количества автомобилей массового сегмента небольшая, полагает и Владимир Желобов.
По оценкам комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, в 2023 году продажи новых легковых автомобилей в России могут вырасти на 12% и достичь 770 тыс.
Напомним, что в 2022–м в стране продали 690 тыс. новых легковых автомобилей — на 58,8% меньше, чем в 2021–м (1,67 млн). Как ожидается, спрос на этом рынке продолжит смещаться в сторону китайских и отечественных автомарок, а также машин с пробегом.