Из последних сил: дефицит кадров в Петербурге усугубился

Автор фото: Сергей Ермохин

Сильнее всего страдают крупные города и индустриальные центры. Но эксперты надеются, что такое явление кратковременно.

В Петербурге за январь и февраль количество размещённых вакансий выросло на 15%, а количество резюме — всего на 2% по сравнению с первыми двумя месяцами прошлого года, подсчитали аналитики "Зарплаты.ру". Наибольший дефицит кадров сложился в таких отраслях, как "Строительство", "Продажи", "Производство". И наблюдается он там уже не первый год. Наименьший дефицит заметен в сферах управления персоналом, а также среди сотрудников администраций предприятий. Структура предложения на рынке труда в начале 2023 года осталась неизменной: больше всего вакансий продавцов, курьеров, упаковщиков, водителей, разнорабочих, сварщиков, слесарей.

Безработица не грозит

По данным Superjob, в топ сфер с самым высоким количеством вакансий в марте вошли "Продажи", "Строительство, проектирование, недвижимость", "Промышленность, производство", "IT, интернет, связь, телекоммуникации", "Транспорт, логистика, склад, ВЭД". В Ленинградской области в число таких сфер входит также "Административная работа, секретариат, АХО". В компании указывают, что для марта характерно значительное оживление на рынке труда и этот год не исключение: +12% вакансий к февралю в Петербурге и +8% — в Ленобласти.
По данным hh.ru, в Петербурге сейчас на одну вакансию могут откликаться 4–5 человек, что в целом укладывается в норму. Как отмечает Мария Бузунова, руководитель пресс–службы hh.ru Северо–Запад, при отсутствии новых вызовов и событий, напрямую влияющих на численность трудоспособного населения, вероятнее всего, в 2023 году показатель безработицы сохранится на текущих исторических минимумах.
"На протяжении 2022 года ожидания роста безработицы на фоне ухода из страны иностранного бизнеса не оправдались. Персонал старались сохранить даже в условиях длительного простоя. Массовые сокращения если и были, то в отдельных компаниях, которым не удалось договориться об изменении структуры владения или передаче/продаже бизнеса российским акционерам или менеджменту", — говорит она. По её мнению, с позиции сегодняшнего дня нет предпосылок к сокращениям в отраслях с массовой занятостью (торговля, общепит, транспорт, логистика и т. д.) в течение 2023 года.

Нетипичный год

Между тем аналитики аудиторско–консалтинговой сети FinExpertiza зафиксировали в конце 2022 года рекордный дефицит соискателей на российском рынке труда. В целом по России в IV квартале на каждого безработного приходилось сразу 2,5 вакансии. Это максимальный показатель с 2005 года. Спрос предприятий на рабочую силу в октябре–декабре упал на 17,6% (было зафиксировано 1,7 млн вакантных рабочих мест). Но в годовом выражении численность вставших на биржу труда людей сократилась на треть. В результате на рынке труда образовался сильнейший за последние годы разрыв между спросом и предложением.
Эксперты подчёркивают, что обычно количество вакансий начинает расти с начала года и достигает пика летом, а затем постепенно снижается. Однако в прошлом году тенденции были иными: число запросов от работодателей стало снижаться уже в марте. Причём как в годовом, так и в месячном выражении. В мае ситуация несколько поменялась и число незаполненных ставок подросло, однако затем стало планомерно сокращаться вплоть до конца года. В целом по 2022 году количество открытых вакансий, за исключением января и февраля, было ниже, чем в 2021 году. Особенно сильно этот разрыв увеличился во второй половине года.
Одновременно уменьшалось и число граждан, ищущих работу через службу занятости. В итоге в октябре–декабре на одного соискатели приходилось 2,5 открытой вакансии. Впрочем, это не намного больше, чем в конце 2021–го (2,1 вакансии).
"В Петербурге с октября наблюдался возросший спрос со стороны работодателей на типично “мужские” профессии — это слесари, сантехники, фрезеровщики, сварщики, электромонтажники и другие. А со стороны соискателей в сентябре–октябре отмечался взрывной спрос на вакансии в ОПК", — отметил руководитель департамента аналитики "Зарплаты.ру" Юрий Михеев.

Противоречивые тренды

Эксперты подчёркивают, что санкции и уход международных компаний с российского рынка побудили работодателей сократить наём. "Это сопровождалось, казалось бы, обратной тенденцией усиления дефицита кадров, что привело в ряде секторов к опережающему росту зарплат. И вместе с тем в целом по рынку работодатели пытались оптимизировать издержки на труд. Это проявлялось в том числе в переводе работников на неполный день и отсутствии реального повышения зарплат с учётом инфляции", — отмечают в пресс–службе FinExpertiza.
С декабря 2021–го по декабрь 2022 года потребность в сотрудниках у российских предприятий уменьшилась на 314,1 тыс. человек. Сокращение числа вакансий произошло в 68 регионах. Однако всё равно количество свободных ставок превышало число соискателей в 76 регионах, и лишь в девяти субъектах наблюдался дефицит вакансий. Президент FinExpertiza Елена Трубникова отмечает, что на рынке труда выражено межрегиональное расслоение: высокооплачиваемые рабочие места концентрируются в крупных городах. В небогатых регионах же основным работодателем является государство и системообразующие предприятия. Ухудшение ситуации произошло в первую очередь в индустриализированных регионах, где снижение производства привело к сокращению занятости.
По мнению профессора Высшей школы производственного менеджмента СПбПУ Татьяны Харламовой, на сегодняшний день есть основания прогнозировать, что кадровый дефицит и связанные с ним проблемы не выйдут за границы краткосрочного периода. Чтобы рынок начал восстанавливаться на фоне афтершоков конца 2022–го, нужно сочетание усилий разных участников. В первую очередь — регулятора, от которого ждут более активных действий по поддержке предпринимательства. Бизнесу следует реагировать на ситуацию более гибкой политикой оплаты труда и расширением возможностей привлечения новых квалифицированных кадров, включая выпускников университетов. Это, как считает эксперт, поднимает на новый уровень сотрудничество между предприятиями и вузами города, включая программы дополнительного образования, стажировок и повышения квалификации.
"Наименее благополучными остаются предприятия реального сектора, традиционно ощущающие нехватку кадров. В то время как юридическая сфера, некоммерческий сектор, образование не испытывают проблем с заполнением вакансий. Это тренд последних лет, который сегодня усиливается", — прокомментировала Татьяна Харламова.