Дурман для водителя: после каких лекарств запретят садиться за руль

Автор фото: Михаил Тихонов

В России собираются составить список лекарств, после принятия которых нельзя садиться за руль из–за опасных побочных эффектов.

В конце ноября Конституционный суд РФ постановил восполнить законодательный пробел, касающийся ответственности за вождение в состоянии лекарственного опьянения. Теперь законодателям предстоит разработать и принять перечень медицинских препаратов, способных вызвать опьянение, но не относящихся к психотропным и наркотическим веществам. До тех пор пока он не появится, никаких оснований привлекать автомобилистов к ответственности за вождение под действием одурманивающих лекарств никто не имеет права. Между тем иногда приём подобных препаратов становится причиной серьёзных дорожно–транспортных происшествий.

Берегись автомобиля!

В настоящий момент Правила дорожного движения запрещают автомобилистам употреблять лекарства, содержащие вещества из перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Официально утверждённого списка самих этих лекарственных препаратов не существует. Однако есть неофициальный, который включает в себя такие лекарственные средства, как "Терафлю" и "Колдрекс Найт" (содержат запрещённое вещество финилэфрин), "Нурофен Плюс", "Солпадеин", "Терпинкод", "Пенталгин Н", "Коделак" (в составе есть запрещённое вещество кодеин), "Кетанов" (из–за кеторолака, который эквивалентен морфину), а также "Тетралгин", "Корвалол", "Валокордин" и опять же "Пенталгин Н" — из–за наличия в составе фенобарбитала.
По словам Николая Беспалова, директора по развитию аналитической компании "АРЭНСИ Фарма", это вполне банальные лекарственные препараты, но они вызывают сонливость либо снижают скорость психомоторных реакций, а следовательно, потенциально опасны для применения в процессе управления автомобилем. "Я не говорю об антипсихотиках и транквилизаторах, антидепрессантах или снотворных препаратах. Но, например, есть средства от укачивания, антигистаминные и другие препараты, которые могут вызывать сонливость. Или препараты для лечения гипертонической болезни, которые тоже могут вызывать сонливость или головокружение, и таких примеров множество", — поясняет эксперт. По его словам, обычно эта информация указывается в инструкции к препарату. Но во–первых, их мало кто читает, а во–вторых, в ряде случаев отдельные побочные эффекты проявляются не у всех и не всегда.
В связи с этим ещё летом 2022 года ГИБДД предложила Минздраву составить официальный реестр лекарственных препаратов, под воздействием которых нельзя управлять автомобилем. А заодно обязать фармпроизводителей указывать подобные противопоказания на упаковке. В частности, начальник управления ГИБДД ГУ МВД России по Москве Александр Быков предложил маркировать упаковки потенциально опасных лекарств специальными обозначениями: например, изображением перечёркнутого автомобиля, помещённого в красный круг.
Опрошенные "ДП" эксперты также считают, что нелишним было бы, маркируя подобные лекарства, указывать предельно допустимую дозу. "Дозировка имеет огромное значение, — убеждён Кирилл Алмазов, невролог “СМ–Клиники в Санкт–Петербурге”. — Фактически любое лекарство в зависимости от дозы может стать для человека как благом, так и ядом".
Впрочем, по мнению Николая Беспалова, тезис о необходимости маркировки довольно сомнителен. "Вряд ли этот шаг решит проблему с несправедливым обвинением людей в приёме тех или иных препаратов, — считает он. — Кроме того, это будет сопряжено с фактическими и организационными расходами, связанными с необходимостью изменения макета упаковки. Как следствие, необходимость маркировать такие лекарственные средства приведёт к повышению их стоимости. Это сравнительно небольшие величины, но факторов, влияющих на уровень инфляции, сейчас и без дополнительных маркировок достаточно".

Осознанный подход

Эксперты считают, что многих проблем можно было бы избежать, если бы люди более осознанно оценивали, могут ли они в данный конкретный момент находиться за рулём в зависимости от состояния своего здоровья. И речь тут уже не только о конкретных лекарствах. Так, по словам Кирилла Алмазова, садиться за руль не рекомендуется людям, восстанавливающимся после инсульта. А также пациентам с онкологией в период терапии и реабилитации.
"Можно выделить и такие заболевания, при которых решение, водить машину или нет, остаётся на усмотрение пациента и лечащего врача. Например, склероз не является основанием для лишения водительских прав. Однако если болезнь прогрессирует, начинает негативно влиять на память пациента и провоцировать дезориентацию, от езды за рулём точно лучше отказаться. Другой пример — хронические нарушения уровня артериального давления лёгкой и средней степени. Сами по себе скачки давления не станут препятствием для вождения, зато некоторые препараты могут снизить скорость реакции и восприятия человека. Наконец, закон не предусматривает запрет на вождение при травмах, включая переломы конечностей. Последнее слово остаётся за пациентом: насколько уверенно он будет чувствовать себя за рулём с загипсованной ногой или рукой. С медицинской точки зрения водить машину с гипсом — затея однозначно сомнительная и небезопасная", — объясняет Кирилл Алмазов.

Врачам виднее

При некоторых заболеваниях закон предписывает вообще не выдавать человеку права, поскольку это может быть опасно для него и окружающих. "Существует масса заболеваний и состояний, при которых нельзя выдавать водительское удостоверение, — рассказывает Николай Беспалов. — Все они перечислены в постановлении правительства “О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством”".
По словам Кирилла Алмазова, к таким заболеваниям относятся тяжёлые нарушения зрения, болезни опорно–двигательного аппарата, расстройства со стороны психики и центральной нервной системы. "Некоторые заболевания являются абсолютным противопоказанием к вождению, — подчёркивает специалист. — Например, шизофрения, эпилепсия или ахроматопсия — разновидность дальтонизма, при которой человек различает только чёрный и белый цвета".
Однако, по словам Николая Беспалова, существует достаточное количество примеров, когда медицинские справки покупаются или просто выдаются врачами с игнорированием каких–то проблем со здоровьем. Но это проблема иного порядка.