Пример "Детского мира" по уходу с биржи вряд ли станет заразительным

Автор фото: ТАСС

Акции "Детского мира" рухнули из-за отмены дивидендов и планов компании по отказу от публичности, а затем отыграли большую часть потерь в расчёте на выкуп. Эксперты надеются, что уход эмитентов с биржи не станет массовым.

Публичное акционерное общество "Детский мир" огорошило инвесторов 7 ноября 2022 года, распространив заявление, что совет директоров компании планирует рассмотреть решение о её поэтапной трансформации в частный бизнес. Процедура предполагает реорганизацию, частичный переход акционеров из публичной компании в непубличное ООО "Детский мир" и предложение о продаже акций ПАО для акционеров, не перешедших в ООО.
Предполагается, что после завершения этой процедуры в 2023 году "дочка" ретейлера предложит акционерам продать акции по рыночной цене. Она будет определена советом директоров на уровне не ниже средневзвешенной цены акций на Московской бирже за 6 месяцев, предшествующих дате направления оферты.
В "Детском мире" также отметили, что не планируют выносить на собрание акционеров вопрос о выплате промежуточных дивидендов по результатам 9 месяцев 2022 года в связи с необходимостью сохранения достаточного уровня финансовых ресурсов для поддержания рыночной позиции.
Причиной реорганизации в компании назвали то, что иностранные инвестфонды из недружественных юрисдикций не могут принимать участие в торгах на Московской бирже и могут испытывать трудности с голосованием на собраниях акционеров, что может блокировать принятие критически важных решений, а также не позволяет распределять дивиденды без риска их блокирования на счетах типа "С".

Развлечения для взрослых

Глубина разочарования инвесторов выразилась в падении котировок на 40% за сутки. Стартовав в районе полудня 7 ноября с отметки чуть выше 75 рублей, акции "Детского мира" к 12:00 следующего дня успели побывать на 45 рублях, отскочив затем повыше (см. график). За несколько следующих дней благодаря положительным новостям бумаги выросли от дна на 46% — до 65,9 рубля, и с тех пор колеблются в районе отметки 60. При этом с 7 ноября эти бумаги стабильно входят в число лидеров по оборотам в фондовой секции Московской биржи, порой обгоняя таких грандов, как акции "Газпрома" и Сбербанка.
Поводом для роста стала новость о том, что "Детский мир" выкупит акции у собственников, не согласных с реорганизацией, по 71,5 рубля за бумагу. Цена рассчитывалась как средневзвешенная по результатам торгов на Московской бирже за один месяц, предшествующий дате объявления о реорганизации (7 ноября). Однако сумма, которая будет потрачена на выкуп акций, не может превышать 10% стоимости чистых активов компании на дату внеочередного собрания акционеров. Если количество акций, заявленных на выкуп, превысит эту сумму, акции будут выкупаться пропорционально.
Собрание, где будет рассмотрен вопрос о реорганизации, пройдёт в заочной форме, дата окончания приёма бюллетеней — 29 декабря. В голосовании примут участие акционеры, зарегистрированные в реестре по данным на 28 ноября. Если акционеры утвердят решение о реорганизации, ретейлер планирует завершить её в апреле 2023 года.
Акционерный капитал ПАО разделён на 739 млн акций. Исходя из объявленной цены выкупа, капитализация компании оценена в 52,8 млрд рублей.
По данным Интерфакса, в настоящее время основными бенефициарами "Детского мира" являются экс-глава ПАО "Полюс" Павел Грачёв и старший вице-президент по финансам и стратегии "Полюса" Михаил Стискин (их компания владеет 19,99% акций), а также управляющий партнёр Altus Capital Дмитрий Клёнов (10%). Free float (доля акций в свободном обращении) составляет около 60%, причём значительная доля приходится на иностранных инвесторов.
Совет директоров "Детского мира" также одобрил обратный выкуп акций (байбэк) на открытом рынке на сумму до 3 млрд рублей в течение 6 месяцев.
Как считает Артём Михайлин, аналитик ИК "Велес Капитал", на акции "Детского мира" сейчас оказывают влияние несколько факторов. Ряд инвесторов, не желающих становиться акционерами непубличной компании и долго ждать окончания реорганизации, решили продать акции, тем самым высвободив хотя бы часть своих средств. Это оказало серьёзное давление на цену в первые дни после объявления реорганизации. Затем, по всей видимости, появились покупатели, которые начали собирать подешевевшие бумаги.
"Мы полагаем, перспектива стать владельцем доли в непубличной компании не очень пугает институциональных инвесторов и они могли скупать бумаги “ДМ”, — говорит эксперт. — Компания дополнительно поддержит баланс спроса и предложения на свои акции за счёт выкупа на 3 млрд рублей. Это позволит снизить волатильность и выйти по выгодной цене большему количеству инвесторов. Если инвестор планирует дождаться выкупа у несогласных, тут стоит учитывать, что его максимальный объём составит всего 1,6 млрд рублей (10% стоимости чистых активов. — Ред.). На эту сумму компания сможет выкупить не более 3% капитала, или 5% free float. То есть, скорее всего, инвестору удастся продать лишь небольшую долю своих акций по 71,5 рубля. Если инвестор останется владельцем бумаг, после реорганизации можно поучаствовать во втором выкупе. Из минусов здесь то, что цена может быть заметно ниже, чем при первом выкупе, и ждать окончания реорганизации придётся довольно долго — 6 месяцев или больше. Если инвестор решит остаться владельцем бумаг непубличной компании, стоит понимать, что это тоже может быть довольно долгий период, не один год, когда не получится продать долю в компании и высвободить средства".
Георгий Ващенко, заместитель директора аналитического департамента Freedom Finance Global, советует миноритарным акционерам "Детского мира" продать акции на открытом рынке. "Это проще, чем участвовать в корпоративных действиях, деньги придут сразу", — поясняет он.
"По нашей оценке, справедливая стоимость акций ”Детского мира” на горизонте года составляет 95 рублей, но c учётом планов по делистингу это не так важно, так как котировки компании на бирже вплоть до этого события уже не будут зависеть от фундаментальных факторов, — отмечает старший аналитик ООО ”Инвест Герои” Светлана Дубровина. — Как правило, инвесторы реагируют на делистинг негативно и распродают актив (это можно было видеть и на примере ”Уралкалия”, когда компания уходила с биржи). При этом могут быть отскоки на позитивных новостях в виде оферты по цене выше рынка: после существенного снижения акции ”Уралкалия” выросли больше чем на 30% перед делистингом на объявлении мажоритарным акционером (доля на тот момент — 96,73%) срочного принудительного выкупа. Кейс с ”Детским миром” отличается высокой долей акций в свободном обращении".
По оценке Дубровиной, для частных инвесторов владение акциями "Детского мира" сейчас сопряжено с повышенным риском. "В рамках оферты компания сможет выкупить акции на сумму до 1,6 млрд рублей и в рамках обратного выкупа ещё на 3 млрд рублей, но в сумме это незначительно (примерно 17% от free float и 10% от капитализации компании), а это значит, продать по выгодной цене смогут далеко не все. Цена выкупа в следующем году будет средневзвешенной за 6 месяцев, и она, вероятнее всего, будет уже ниже", — предостерегает она.
По мнению эксперта, идея остаться собственниками непубличной компании с расчётом на получение хороших дивидендов в течение нескольких лет и затем продажу акций, когда будет более благоприятная рыночная конъюнктура, чревата проблемами: для небольших пакетов, стоимостью менее 1 млн рублей, издержки на попытки продать их вне биржи превысят потенциальную выгоду.

Привычка к публичности

По словам опрошенных "ДП" аналитиков, вряд ли пример "Детского мира" по уходу с биржи станет заразительным для многих российских публичных компаний. Скорее так могут поступить отдельные некрупные эмитенты с малоликвидными акциями.
А вот байбэк, то есть уменьшение количества акций в обращении, может стать распространённой практикой, особенно среди компаний, считающих свои акции недооценёнными и при этом обладающих достаточным объёмом свободных средств. Например, среди представителей чёрной металлургии и нефтегазового сектора.
Скупать акции на бирже будут и компании, у которых есть опционные программы для сотрудников.
"Мы не исключаем, что компании из различных сфер могут в дальнейшем принять решение об уходе с биржи, — говорит Артём Михайлин. — Основной причиной тут может являться отсутствие для конкретного эмитента явных плюсов от публичного статуса при жёстких требованиях к учёту и раскрытию информации".
В то же время в "Велес Капитале" не думают, что российские компании вдруг резко начнут наращивать темпы обратных выкупов акций. "В большинстве отраслей сейчас проявляются кризисные явления, и в этих условиях компании стараются аккумулировать средства, а не растрачивать их", — подчёркивает аналитик.
"Я не исключаю отдельных решений подобного рода, но всё же для компаний из первого-второго эшелонов это (отказ от публичности. — Ред.) маловероятно, — уверен Геогий Ващенко. — У частных компаний нет денег на выкуп акций или смысла их сейчас тратить, а кроме того, сами акции могут использоваться контролирующими акционерами в репо для привлечения финансирования. А госкомпании исключили основные риски публичности прекращением раскрытия информации. Случай ”Детского мира” редкий. Ранее с биржи уходили заметные эмитенты — ”Уралкалий”, ”МегаФон”, АвтоВАЗ, но всё же это не массовая история. Уход мелких компаний более вероятен. Полагаю, инвесторам нечего опасаться на этот счёт".
Риски массового отказа от публичности могут реализоваться только в случае, если раскрытие чувствительной корпоративной информации вновь станет обязательным, полагает эксперт. "На мой взгляд, это маловероятно, — уточняет он. — Отказ от раскрытия информации — непопулярная мера, фактически она приравнивает публичную компанию к частной. Но это позволило уберечь собственников от обязанности выкупить акции у миноритариев. Что касается добровольного выкупа — это может произойти, только если капитализация компаний станет очень низкой, не будет отражать их фундаментальную стоимость. В таком случае контролирующим акционерам выгодно выкупить акции в ожидании, пока инвестиционный климат улучшится и спрос на акции вернётся. В России, на мой взгляд, сейчас такая ситуация невозможна, в стране свыше 22 млн инвесторов, из них порядка 10% активных".
"Риск того, что некоторые компании могут пойти по пути “Детского мира”, исключать нельзя, — считает Светлана Дубровина. — В ситуации, когда конъюнктура рынка неблагоприятная (зависит не от фундаментальных факторов, а от геополитики), экономика входит в затяжной кризис, а доступ к капиталу ограничен (у нерезидентов, на которых приходилась большая часть объёмов торгов на Мосбирже, нет доступа к нашему рынку, а торги российскими акциями на иностранных площадках остановлены), компании могут приходить к выводу, что издержки на поддержание публичности и листинга выше, чем потенциальная выгода от этого. Сложно сказать, какие именно компании пойдут на такой шаг, но, вероятно, в их числе могут быть российские игроки с иностранной юрисдикцией, у которых на Московской бирже торгуются расписки или иностранные акции". С точки зрения аналитика, программы обратного выкупа, вероятно, могли бы стать временным решением проблемы отсутствия дивидендов. Дело в том, что некоторые компании с финансовой точки зрения способны платить, но не могут это сделать в силу ограничений на передвижение капитала, поскольку материнская компания зарегистрирована за рубежом (например, X5 Retail или Fix Price).

С дивидендами вкуснее

Массовый отказ от дивидендных выплат со стороны наиболее популярных эмитентов российским инвесторам тоже не грозит, считают опрошенные эксперты. Впрочем, Георгий Ващенко в этом плане наименее оптимистичен. "Сейчас нет прогноза по дивидендам, — констатирует он. — Компании не раскрывают информацию, и такой прогноз невозможен. Предположительно, дивиденды будет платить нефтегазовый сектор, а также ряд бумаг с большой клиентской базой и отсутствием иностранных контролирующих акционеров (МТС, ”Магнит”) или госкомпании (ФСК, ”Транснефть”, ”Русгидро”)". Дивидендная доходность российских "голубых фишек" в течение ближайшего года, по словам Ващенко, может сложиться в диапазоне 5–15%.
В Промсвязьбанке этот показатель оценивают в 10% с возможностью постепенного увеличения в последующие годы по мере адаптации российских компаний к санкционному фону. В топ-5 по дивидендам за 2022 год могут войти "Газпром", "Сегежа", "Лензолото", "Сургутнефтегаз" и "Норильский никель", предполагают в ПСБ.
Светлана Дубровина приводит другой список. По её мнению, топ-5 компаний, которые могут обеспечить максимальную дивидендную доходность на горизонте ближайших 12 месяцев, составляют "Фосагро", "Газпром нефть", "Роснефть", "Магнит" и МТС. Стоит отметить, что если в первом полугодии 2022 года новостные ленты пестрили сообщениями об отмене российскими компаниями дивидендных выплат, то во втором эмитенты чаще преподносят приятные сюрпризы, объявляя о промежуточных дивидендах, сначала за 6 месяцев текущего года, потом за 9. Неожиданными становятся и решения советов директоров рекомендовать внеочередным собраниям акционеров распределить прибыль, и размеры дивидендов, поскольку компании, как правило, не публикуют отчётность и аналитики теряются в догадках, каких финансовых результатов они добились. Поэтому при появлении новостей о дивидендах акции реагируют бурно. Например, 16 ноября совет директоров "Газпром нефти" рекомендовал дивиденды за 9 месяцев 2022 года в размере 69,78 рубля на акцию. Сумма превысила ожидания участников рынка, и бумага подскочила в цене на 3,2%. Индекс Мосбиржи 16 ноября практически не изменился.
Фундаментальная стоимость акций "Детского мира", по нашим оценкам, составляет 85 рублей. Впрочем, такое значение вряд ли будет достигнуто и технически мы ориентируемся на отметку 55 рублей. Компания является одним из лидеров по уровню free–float (60%), который эквивалентен 32 млрд рублей. На текущий момент сумма чистых активов составляет 1,6 млрд рублей, 5% от free–float, что ограничивает потенциал роста цены акций. Она, скорее всего, будет следовать за новостями, спекулятивность бумаг стала крайне высокой. Бизнес "Детского мира" уверенный, поэтому долгосрочному инвестору лучше держать акции и перетекать в непубличный бизнес. Впрочем, если инвестору необходима ликвидность портфеля, то тогда, конечно, более подходящим сценарием становится продажа бумаг.
Егор Жильников
главный аналитик ПАО "Промсвязьбанк"
"Детский мир" — пока первая компания с начала СВО, решившая уйти с биржи. Возможно, они решили, что им будет проще управлять компанией в непубличном статусе, не нужно будет раскрывать информацию, нести расходы на это и подвергаться риску санкций. Кроме того, акции дёшевы для выкупа. IPO прошло по 85 рублей, достигали максимума почти 162 рубля. Возможно (надеюсь, нет), увидим другие случаи, но для рынка это будет негативным фактором. Инвесторы, которые поверили, что компании смогут пройти кризис, и решили "пересидеть" его в акциях, будут разочарованы, так как "бумажные" убытки станут реальными.
Наталья Малых
руководитель отдела анализа акций ФГ "Финам"