Услуги операторов связи в Петербурге подорожают почти на 20%

Автор фото: vostock-photo

Игроки рынка говорят, что у них просто не осталось выбора, кроме как повышать тарифы.

Согласно данным TelecomDaily, 88% опрошенных участников рынка телекоммуникационных сетей (услуги ШПД, телефонии, ТВ, видеонаблюдения и т. д.) ожидают повышения тарифов в следующем году. Доля игроков рынка, которые уверены в повышении тарифов, оказалась на 10 п. п. больше, чем было годом ранее. В 2021 году ожидание повышения цен было не просто меньше, но также оно оказалось на 8 п. п ниже, чем в 2020–м. К тому же эксперты агентства заметили, что, скорее всего, повышение цен коснётся самых востребованных сегментов, например фиксированного доступа в интернет.

Нет повода не расти

В предыдущие 2 года операторы в среднем повысили тарифы на 12–15%, но столкнулись с тем, что возможности их абонентов по оплате услуг ограничены. Ещё ранее повышение тарифов связывали с ростом НДС, "законом Яровой", 2020 и 2021 годы прошли под эгидой пандемии коронавируса. Сейчас же основная проблема отрасли связана с уходом зарубежных вендоров и повышением цен на телекоммуникационное оборудование.
Михаил Козырев, коммерческий директор компании "Комфортел", делает неутешительный прогноз — подорожание услуг телеком–операторов в Петербурге составит 18%. При этом в среднем цена на рынке фиксированной связи России поднимется на 16–17%.
"Нас однозначно ждёт повышение цен. Связано это с тем, что ценники растут абсолютно на всё — инфляция будет больше чем в 2 раза по сравнению с прошлым годом", — считает Козырев.
В частности, уже в этом году примерно на 20% выросла стоимость размещения оборудования. Одновременно увеличились цены на размещения ВОЛС (волоконно–оптической линии связи), а также на электричество и оптику. Оборудование, которое нужно операторам для поддержания и развития сетей, стоит теперь на 30% дороже.
Ещё один эксперт, тесно связанный с рынком телекома, считает, что в среднем рост цен возможен в диапазоне от 7 до 15%: "Риск повышения цен вполне оправдан, затраты операторов растут быстрее доходов. Думаю, операторы попробуют максимально использовать разрешённый процент повышения среднего чека в соответствии со значением инфляции", — отметил он. По его мнению, наибольшие затраты приходятся на покупку нового оборудования. "В случае неспособности операторов найти альтернативные схемы закупки оборудования ситуация будет только ухудшаться", — заметил он.
Глава "Рустелекома" Юрий Брюквин замечает, что ранее операторы старались повышать тарифы в пределах 10%, сейчас ситуация изменилась существенно. Оборудование в среднем подорожало на 30%. Стоимость логистики — на 10–15%, из–за того что невозможны поставки по морю. 10–15% уходит на организацию параллельного импорта.
"Есть техника, которую сложно обслуживать без участия вендоров. Некоторые системы требуют постоянного обновления софта, это касается в том числе и кибербезопасности. Без него оборудование работать будет, но качество его работы существенно ухудшится. Поэтому расходы на обслуживание такого оборудования будут выше, придётся проявить изобретательность, чтобы оно функционировало", — прокомментировал он.

Давно пора было

Андрей Гук, генеральный директор "ОБИТ", считает, что предпосылки для повышения цен есть, но не все они связаны с ситуацией текущего года: "О необходимости индексации тарифов на связь большинство игроков говорят уже давно. Нынешняя ситуация, возможно, катализировала этот процесс, но явно не спровоцировала его. Демпинговая гонка, которую инициировали и поддерживали в течение нескольких последних лет многие операторы, создала явную угрозу для качества связи и требовала кардинальных мер".
В течение продолжительного времени многие операторы стремились нарастить абонентскую базу за счёт максимально привлекательной цены, пусть даже в ущерб бизнесу. Это привело к тому, что те факторы, с которыми рынок столкнулся в этом году, имели для телеком–операторов, в особенности небольших, необратимый характер.
"Задел, который можно было бы использовать, чтобы сохранить баланс, необходимый для жизнеспособности бизнеса, они просто исчерпали", — добавляет Андрей Гук.
Он отмечает, что сильнее всего выросли расходы на фонд оплаты труда. Обострился дефицит высококвалифицированных кадров и конкурентная борьба за ценных специалистов требует значительных средств и ресурсов.
"Да, оптимизация бизнес–процессов и планомерная работа по сокращению издержек дают определённый эффект, но он полностью не перекрывает постоянный рост ФОТ. В частности, в “ОБИТ” на фоне ухода иностранных вендоров резко вырос спрос на обслуживание телеком–оборудования — чтобы не оставить клиентов без поддержки, мы должны были усилить свою команду профильных специалистов", — говорит он.
А вот ситуацию с оборудованием Андрей Гук видит в чуть более позитивном ключе: "Если говорить о расходах на оборудование, благодаря снижению курса валют даже дополнительные издержки, связанные с усложнившейся логистикой, не стали сильным ударом для бизнеса. Их рост пропорционален увеличению объёма продаж, в том числе нетелекомовских сервисов, спрос на которые вырос на фоне текущей ситуации, — IT–аутсорсинга, техподдержки зарубежного оборудования и ПО, обеспечения информационной безопасности и т. п.", — добавил он.
Михаил Козырев считает: то, как будут идти дела дальше, напрямую зависит от политических обстоятельств и санкций, поэтому прогнозы строить сложно. Но одно можно сказать точно: ситуация ещё далека до стабилизации. Андрей Гук также воздерживается от прогнозов.