Пресс–хата: бизнес не в восторге от ларёчной реформы Смольного

До конца года в Петербурге появится 100 государственных киосков, в которых будут торговать прессой, кофе и выпечкой, а в перспективе также фруктами и овощами. Владельцы частных ларьков опасаются лишиться самых выгодных участков. Власти успокаивают, что "места в городе хватит всем".

О том, что Петербургу стоило бы последовать примеру Москвы, где сейчас, по данным столичного департамента торговли и услуг, уже установлено 4 тыс. государственных ларьков, в городе говорят с 2016 года. С самого появления идеи было ясно, что это изменит систему сдачи в аренду земельных участков под нестационарную розницу. Сейчас Смольный наконец подошёл к реализации своих планов вплотную. Это не может не волновать предпринимателей — они могут лишиться занимаемых земельных участков, которые неминуемо понадобятся для установки госларьков.

Всё в одни руки

Договоры на земельные участки под ларьки часто становятся предметом судебных споров. В случае каких–либо нарушений со стороны арендатора чаще всего они расторгаются именно через суд. В Смольном утверждают, что программа государственных киосков разработана как раз для того, чтобы этого можно было избежать. Предполагается, что арендатором участков будет единый оператор, назначенный комитетом по промышленной политике, инновациям и торговле (КППИТ). Он и будет иметь дело с комитетом имущественных отношений (КИО). А торговые места станут сдаваться предпринимателям, желающим торговать, а не заниматься арендой участков, их обустройством и дальнейшей сдачей в субаренду.
В 2016–2017 годах в бюджете города на такую программу не нашлось средств. Теперь же они, видимо, появились. Как стало ясно из презентации программы на заседании комиссии ЗакСа по экономике, промышленности и предпринимательству, разработанная КППИТ программа обойдётся городскому бюджету в 357 млн рублей. Ещё 62,5 млн израсходуют на ярмарки, которые также будут представлять собой государственные павильоны. Каждый киоск площадью 15 м2 и высотой потолков 3,6 м обойдётся бюджету в 1,75 млн рублей с учётом подключения к электросетям.
Сейчас проходят согласования с комитетом по печати, который отвечает за распространение прессы.
До конца года в Петербурге появится 100 ларьков прессы, в следующем году намечено поставить ещё 200, рассказал Кирилл Соловейчик, председатель КППИТ.
Интересно, что изготовление киосков с определёнными техническими требованиями по заданию комитета будет поручено Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН). "Дизайн согласован с КГА", — сообщил Соловейчик.
Председатель комитета также познакомил депутатов с картой Петербурга, отражающей степень обеспеченности ларьками районов города. Выяснилось, что в категорию высокой степени обеспеченности попали всего два района — Кировский и Колпинский. Большая же часть районов, в том числе центральные, характеризуется "низкой обеспеченностью".

Невыгодная пресса

Площадь у госларьков запланирована достаточно большая (обычные киоски занимают всего 5–7 м2). По закону 30% этой площади может быть отведено под другую продукцию. Чаще всего в Петербурге можно встретить киоски печати, предлагающие покупателям заодно кофе и булочки. На первом этапе так же будут работать и госларьки. Но в следующем году, по словам Соловейчика, туда пригласят ещё и сельхозпроизводителей из Ленобласти. Всё это должно позволить окупить аренду. Ведь торговля печатной продукцией давно убыточна, это не секрет. В 2021 году крупнейшая петербургская сеть по продаже прессы "Роспечать" обанкротилась, а сама печать во многом неликвидна, заметила депутат ЗакСа Ирина Иванова. Именно поэтому владельцы киосков прессы расширяют ассортимент и торгуют всем чем угодно.
Ирина Иванова напомнила, что примерно с 2007 по 2012 год в Петербурге было ликвидировано 20 тыс. ларьков и торговых павильонов, после чего Петербург стал столицей сетевого ретейла, который занимает около 90% рынка. При этом идеи КППИТ вызывают у неё тревогу за перспективы городского малого бизнеса.
"Мини–рынки с овощами, мясом и рыбой, госкиоски — это будет прямая конкуренция обычной несетевой мелкой рознице, микробизнесу, — отметила депутат. — Прежде всего по доступности к подключениям к инженерным сетям и согласованиям. А конкурировать с государством, как известно, невозможно".

Это наши места!

Узнав о наличии программы, предприниматели, работающие в секторе нестационарной розницы (а это более 6 тыс. земельных участков в Петербурге), забеспокоились: не поставят ли новые киоски на места, которые сейчас занимают их торговые объекты.
"Это весьма вероятно, — считает Владимир Меньшиков, глава НП “Союз малых предприятий Санкт–Петербурга”. — Ведь с имеющимися киосками печати не заключали новые договоры с 2020–го по август текущего года. Какие места будут отведены под госларьки, непонятно. Система РГИС отмечает некоторые земельные участки из Схемы размещения нестационарных торговых объектов загадочной формулировкой “пилотный проект”. Что это значит, бизнесу неизвестно". Он отметил, что о проекте сейчас вообще мало что известно по сути и предпринимателей это беспокоит.
Бизнес–омбудсмен Александр Абросимов также отметил, что примерно половина частных киосков, которые сейчас занимают государственные земельные участки по договорам аренды и размещения, находятся "на неопределённом сроке". Это значит, что договор с ними закончился, его не продлевают, но по факту арендную плату берут. И в любой момент могут попросить освободить место. Предприниматели свыклись с "неопределённым сроком", но довольно часто пытаются продлить договоры через суд, отмечает Янина Гришина, руководитель РОО "Содействие малому бизнесу".
Однако все эти аргументы не смутили Кирилла Соловейчика. Он полагает, что "мест в городе достаточно". Председатель КППИТ ещё раз напомнил, что земельные отношения предполагают сложный путь расторжения договора, обычно через суд. А в случае с госкиосками это будет "просто и быстро". Торгует бизнес с нарушениями — договор расторгают. "Механизм торговых отношений проще и также решает вопросы для населения с доступностью печатной продукции", — уверен Кирилл Соловейчик.
Владимир Меньшиков предложил законодательно прописать, чтобы госларьки нельзя было ставить на те места, которые уже заняты или были заняты предпринимателями. Ведь участки сформированы и арендуются многие годы.
"Пропишем такой закон: был торговый объект — государство не ставит здесь киоски", — предложил глава союза.
На это Кирилл Соловейчик снова ответил, что расторгать договор в госларьке будет гораздо проще, а комитет по контролю за имуществом и так перегружен.
Кроме того, процесс согласования сноса достаточно длительный.
"Но в целом я за конкуренцию — за равный доступ", — отметил он.

Дорого, небогато

Тем временем предприниматели активно обсуждают высокую стоимость изготовления одного госларька — 1,75 млн рублей. Даже с учётом подключения к электросетям это выглядит слишком дорого при существующих ценах. На "Авито" простой ларёк площадью 15 м2 можно купить за 255 тыс. рублей. А продвинутый вариант, с отоплением и кондиционированием, — за 700–800 тыс. рублей. Кроме того, многим не нравится, что КПИИТ выводит мелкую розницу из–под юрисдикции КИО и начинает сам распоряжаться на рынке. При этом он фактически составляет конкуренцию тем предпринимателям, которые давно на рынке. А значит, может постепенно вывести их из игры.
Удивление вызывает и предполагаемая стоимость аренды госларька, которая составляет 50 тыс. рублей в месяц. Как отмечают предприниматели сектора прессы, такая аренда вряд ли кого–то из действующих участников рынка сильно заинтересует. Ведь сейчас за месячную аренду участка под павильон примерно такой площади они платят 3 тыс. рублей.
"Кого может заинтересовать аренда в 50 тыс., непонятно, — говорит Елена Терещенкова, владелица сети павильонов прессы и книжной продукции. — Но если торговать там не прессой, а продуктами питания, проект может оказаться рентабельным".
Мне кажется, что это неоправданные затраты бюджета в настоящий момент. 1,75 млн рублей за киоск, даже с подключением к электричеству, — это дорого. Самые сложные варианты киосков сейчас — это 20 тыс. рублей за 1 м², и киоск бы стоил 400 тыс. Согласно выкладкам чиновников, получается более 100 тыс. рублей за 1 м². На что распределят этот "остающийся" 1 млн рублей — неясно. Это дорого даже с учётом того, что после пандемии подорожал металл, из которого могут изготавливать ларьки. Кроме того, вмешательство в жизнь и структуру малого предпринимательства неоправданно. Лучше пусть власть освободит город от нелегальной торговли, от нелегальных ларьков, которых тоже очень много, их адреса и имена владельцев известны.
Андрей Россинский
предприниматель сектора нестационарной торговли
Выходит такая история: я получил земельный участок или добросовестно выиграл его на аукционе. Построил свой торговый объект, согласовал его внешний вид. Заплатил за подключение коммуникаций: электроэнергия, вода, канализация и отопление. Таким образом, на протяжении длительного времени я раскручивал это место. А теперь город взял и отобрал его у меня. А для каких же целей, интересно? Город на моём, уже раскрученном участке поставит свой объект и будет сдавать его в аренду. И самое чудовищное то, что происходит это в тот момент, когда президент призывает объединить нацию, помогать малому бизнесу.
Юрий Рагулин
генеральный директор ООО "Айсберг" (управляет 40 нестационарными торговыми объектами)