Производство крепкого алкоголя становится всё больше локализованным в России

Автор фото: Семен Кузьмин, SWN

Активное импортозамещение происходит во всех сферах производства. Сегодня многие товары уже полностью изготавливают из российского сырья. По состоянию на конец 2025 года импортозамещение в алкоголе — уже не лозунг, а устойчивый тренд.

При этом спрос на импортные крепкие напитки заметно сместился в сторону российских. Доцент Президентской академии в Санкт-Петербурге, руководитель Клуба профессионалов алкогольного рынка Максим Черниговский отмечает, что потребители прежде всего голосуют рублём, а на конец 2025 года зарубежные бренды в большинстве случаев дороже российских минимум в полтора раза — из-за пошлин, логистики и схем параллельного импорта.
В результате роста цен в среднем и бюджетном сегментах покупатель всё чаще приобретает отечественный продукт, а импорт закрепился в нишах солодовых, выдержанных и имиджевых марок. В целом импортных позиций на рынке действительно стало меньше, чем до 2022 года: часть брендов ушла из-за санкций и пошлин, часть не выдержала конкуренции с окрепшим локальным производством, которое сегодня лучше чувствует запрос российского потребителя.
Поэтому в последние годы всё больше крупных российских производителей вкладывают немалые инвестиции в развитие полноценного производства виски и других видов вкусового крепкого алкоголя. Чтобы построить такое производство полного цикла с нуля потребуются миллиардные инвестиции, поэтому войти в эту нишу могут только крупные компании.
С местной пропиской
Петербургская компания LADOGA одна из немногих на рынке сделала упор на производство именно из собственных российских дистиллятов и в этом году запустила розлив первого на 100% российского виски. Но конкуренция в этом сегменте только нарастает.
Крупные российские производители также расширяют объёмы производства в данной нише. У этой категории крепких напитков в России хорошие перспективы — спрос на них не только не падает, но и растёт, кроме того, виски перестал ассоциироваться с какой-то конкретной страной-производителем и теперь является напитком мира.
Только по итогам первой половины 2025 года его розничные продажи в России составляли 4,88 млн дал — это на 8,5% больше по сравнению с тем же периодом в 2024-м. При этом в категории крепких напитков было намечено снижение продаж на 5,8% год к году.
В компании LADOGA отмечают, что в целом уже сейчас этот рынок наполовину импортозамещён, то есть около 50% розничных продаж приходится на марки, которые имеют российское происхождение.
"Не все напитки создаются из дистиллятов, произведённых в нашей стране, такие пока в меньшинстве, но отрасль активно развивается. Мы одни из тех, кто делает виски из собственных российских дистиллятов", — сообщил президент компании LADOGA Вениамин Грабар. Но уже в тройку лидеров по продажам в России входят бренды, которые разливаются в нашей стране. Так, существенную долю рынка занимает продукт, который делается из российского дистиллята с винокурни "Крутояр" в Ставропольском крае.
По данным экспертов рынка, по итогам 2024 года российский виски впервые обошёл импортный: отечественные бренды заняли около 51% рынка, тогда как в 2021 году доля зарубежных компаний в категории превышала 80%. Максим Черниговский уточняет, что в 2025 году процесс пошёл дальше: за первые месяцы года доля импортного крепкого алкоголя (без водки) в розничных продажах опустилась примерно к 30%, а в категории рома российские марки уже контролируют свыше 60% рынка при двузначном росте потребления. Импорт на полке сохраняется, но в основном в премиальном сегменте.
Создавая новые традиции
Новинок при этом на рынке действительно много: производители активно занимают освободившиеся ниши. По оценкам исследовательских компаний, ассортимент в России продолжает расширяться и в 2023-2025 годах, особенно за счёт крепких категорий и ароматизированных напитков. За последние 2 года на полках торговых сетей появились российские виски, ромы, джины, биттеры, линейки аперитивов, а также напитки под СТМ. Но массовый потребитель не всегда видит этот "фейерверк новинок": до 70-80% продаж в ключевых категориях по-прежнему обеспечивают 10-15 крупнейших брендов, а часть новых марок не закрепляются на рынке.
При этом производители отмечают, что растёт спрос и на современные миксологические категории. Сюда мигрирует потребитель в том числе из винной категории, но зачастую здесь в пару к крепкому напитку для смешивания приобретаются соки, кола, лимонады, тоники и содовая.
Создание чего-то нового с нуля всегда требует не только немалых инвестиций, но и времени. Сейчас рынок российского виски в целом идёт по тому же пути, что и в 2016 году, когда в России начинало развиваться производство джина Barrister. Когда первый российский бренд выводили на рынок, мало кто из экспертов верил в то, что он будет иметь успех. Но спустя время его розничные продажи занимают уже половину рынка.
В целом в этой категории российские компании занимают уже более 80% рынка, но раньше именно импортные напитки были лидерами рынка. Такие же перспективы и у российского виски, которому потребуется время, ведь его производство — это игра вдолгую. Спрос на напитки, которые будут продаваться через несколько лет, нужно прогнозировать уже сегодня.
Пока этот сегмент в России в основном производится из шотландских и ирландских дистиллятов. Это всё ещё востребовано и среди потребителей, и среди самих компаний, но рынок постепенно переходит к полной локализации. Опрошенные "ДП" эксперты считают, что будущее за производителями, которые делают на 100% локальный продукт, сами получают зерно, сами его перемалывают, отправляют в бродильную, перегоняют в дистиллят и производят напиток.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.