Когда орёл разомкнул клюв и высунул язык: символика герба, флага и гимна России

Автор фото: Shutterstock

Мышление человека символично. Окружающая нас символика подспудно влияет на нашу ментальность и бессознательно формирует личные повседневные матрицы и образы целых поколений. Самые разные символы известны издавна, но мы обращаем внимание на те, что стали постоянными и преемственными в использовании, регулируя культурные переходы за счёт детерминации духовных процессов.

Обращаясь к исходному значению греческого слова sumbolon — "опознавательный знак, представляющий собой две половинки предмета, разделённого между двумя людьми", мы легко поймём двойственность его бытования: всякий предмет, всякое начало, всякое живое существо выражают реальность иного, высшего и незыблемого порядка — символом этой реальности они и являются.
Значит, могут представлять, означать или намекать на невидимое. Вот его–то и надо уметь находить, разгадывать, улавливать. Человечество, веками возвращаясь к одним и тем же символам и стремясь к уяснению их первосмысла, придает им всё новые значения, и в этих духовных процессах меняется само.
Яркая природа символа проявляется в том, что символическое мышление конструирует образ явления, используя приём pars pro toto, "часть вместо целого". Поэтому, раз человек и всё существующее в этом мире представляют собой мини–Вселенные, устроенные по образу и подобию единой Вселенной, то конечное создано по образу и подобию бесконечного. Тогда, например, в религиозном почитании мощей кость или зуб представляют всего святого, а если речь идёт о представлении страны, то герб, флаг и гимн являют её всю.
Понимание символики требует высокого навыка абстрагирования, ведь символы заключают в себе неочевидный, то есть не вытекающий из прямого значения смысл и отличаются множественностью интерпретаций и трактовок вплоть до парадоксальных.

ГЕРБ

Считается, что гербы как отличительные знаки, выражающие место и статус обладателя в системе социума, впервые появились в Х веке сначала как династическая эмблема, после — как символ государства, во главе которого стоит династия. В языке это выражается в том, что слово "герб" происходит от немецкого erbe, что означает "наследство". Таким образом, герб символизирует определённые качества, ценимые в роду, и рассказывает историю рода.
Появившись в рыцарской Европе для идентификации рыцарей, полностью закрытых доспехами, гербы со временем стали служить символами отличия государств друг от друга.
В России герб является самым старшим по возрасту государственным символом. Он возникает при Иване III во второй половине ХV века, когда Русь освободилась от монголо–татарского ига и желала символически обозначить себя на политической карте мира среди других государств и обосновать это идеологически. В это время Европа уже представляла собой множество национальных государств, и в своём стремлении быть объединённым и независимым Московское государство совпадало с этой общей тенденцией. Именно в это время возникает теория монархии, основанная на концепции "Москва — третий Рим", обосновывавшей легитимность власти именно Рюриковичей и преемственность нового государства от Византии.
Чтобы выразить это в визуальном наглядном символе, как нельзя лучше подходил орёл. Он ставил молодое государство в один ряд со многими уже имевшими орла на гербах и позволял показать, что великий князь не уступает им в могуществе.
Важно, что на гербе Московского государства появляется не просто орёл, а именно двуглавый орёл. Загадочность и таинственность цифры 2 в том, что трудно отличить её суть от существующего понятия "двойственность". На уровне идей цифра 2 — это объединение двух отдельных сущностей, например тело и душа или Христос как богочеловек; а с другой стороны, двойка — это набор противоположностей: добро и зло, Адам и Ева, свет и тьма.
Если нечто возможно разделить на две части и после этого оно продолжит существовать, то речь идёт о двойке. Если нечто невозможно разделить на две части, не разрушив при этом суть и работоспособность, то здесь имеется в виду двойственность. То есть двуглавый орёл выбран и потому, что чего–либо два, и потому, что это абсолют, который невозможно разделить внутри целого, как и вынуть из суток день или ночь.
Улыбаясь тавтологии, можно заметить, что символика двуглавого орла соединила в себе две важные доктрины Московского государства. Во–первых, совпадая с родовой эмблемой византийских императоров династии Палеологов, он воочию демонстрировал эту преемственность, передавая Московскому царству место лидера христианского мира, которое потерял павший Константинополь. Во–вторых, обосновал законность власти Рюриковичей, получивших территории всего Древнерусского государства.
Изображённый на российском гербе двуглавый орёл в течение столетий несущественно менялся, то получая, то теряя дополнения и геральдические нюансы, но главное изменение произошло при Иване Грозном, когда орёл разомкнул клюв и высунул язык, что на языке геральдики было знаком активности и воинственности.

ФЛАГ

Поскольку символика начинается с лексики, то интересно будет рассмотреть, что сначала этот символ именовался иначе. Ещё в древности на Руси существовали значимые полотнища, называемые "стяги" и "знамёна". Выражение "поставить стяг" означало построение дружины к битве, очевидно, что стяг "стягивал" в боевой порядок. При себе он имел специального дружинника–стяговника, который его охранял, сегодня мы назвали бы его знаменосцем. После того как на стягах стали изображать святого Георгия и других святых, они превратились в "знамения", а затем в "знамёна".
В любой символической структуре совокупность отношений, которыми связаны между собой различные элементы, всегда более многозначна, чем сумма отдельно взятых значений, которыми обладает каждый из элементов, поэтому важными для анализа оказываются и сами значения цветов, и их последовательность.
Флаги подчиняются комбинаторным правилам геральдических сочетаний, которые были придуманы в XII веке для различий на рыцарских турнирах и остались негласным предписанием до наших дней. Именно теоретическое несоответствие бело–сине–красного заставило в 1858 году императора Александра II прислушаться к геральдисту барону Кене и принять новый флаг: верхняя полоса чёрная, средняя жёлтая и нижняя белая.
Символика была прозрачной: черный — это земля, а два остальных — золото и серебро. Царь согласился с символической доминантностью чёрного, его способностью поглотить любой другой цвет, а себя не дать закрасить никому. Но народ оказался не готов, чтобы адский чёрный цвет был сверху. И уже Александр III распорядился вернуть привычный триколор, когда прямо на коронации заметил, что его праздничную процессию украшают одни флаги, а вот город украшен совсем другими. Он и распорядился во всех торжественных случаях поднимать бело–сине–красный флаг. Это были привычные людям иконические цвета одежд Богородицы, какими они были на иконах. Их видели с детства, считали святыней, целовали, просили заступничества себе и детям, поэтому так естественно было считать, что и государство под этими цветами будет под защитой.
Традиционно на Руси самым торжественным считался красный цвет. Это отражено и в языке: красный — прекрасный. Чаще всего именно красный и синий встречаются в народной одежде: синие кафтаны с красным кушаком, красные рубахи русских крестьян и казаков, синие и красные сарафаны с белыми рубахами русских женщин, красные подвенечные наряды невест. Нельзя забывать и то, что по русским понятиям красный цвет также символизировал и кровь, и войну, а значит и отвагу, защиту, героизм, великодушие, самопожертвование, огонь, смертный бой. Это тоже нашло своё место в истории русского флага.
Синими на Руси были небо, вода, мир. Отсюда трактовка синего как символа целомудрия, верности, духовности. Для геральдики синий и голубой — одно и то же. А на Руси — голубой был цветом Богоматери. Белыми и синими были облачения духовенства для богородичных праздников, на крестные ходы русские патриархи шествовали под голубыми балдахинами, к молитве на флоте Петра Великого был белый флаг с синим крестом в середине. Белый цвет читается как совершенство, мир, чистота, правда, благородство, невинность.
Саму точную последовательность горизонтальных полос определил император Пётр Первый, контекстуально отталкиваясь от голландского флага, в котором красный находится сверху. Это объясняется тем, что возник их флаг во время войны за независимость под предводительством Вильгельма Оранского и под девизом "Оранский — сверху!", то есть победит. А для геральдики, в которой только шесть основных цветов, оранжевый — это красный. Петровское изменение символически совпало с древним пониманием строения мира: вверху — божественный белый, ниже — небесный синий, внизу — физический красный.
Единого национального флага в допетровской Руси не существовало. Первоначально флаг государства был теснейше связан с изображением на гербе, он был белого цвета с золотой каймой, на самом полотнище изображался золотого цвета орёл. Исторически первым традиционный триколор ввёл отец Петра I царь Алексей Михайлович для русского флота на Каспийском море, чтобы тот отличался от кораблей арабов и турок.
Три полосы были отлично видны с больших расстояний. В 1699 году, выбирая из сотен эскизов, роль государственного флага Пётр I отвёл бело–сине–красному флагу, который сочетал в себе и его почтение к отцу, и его любовь к флоту, и его увлечение Голландией. Она подарила дизайн флагов ещё множеству стран, а нам досталось и само слово, ведь русское "флаг" — это голландское vlag.

ГИМН

Третьим государственным символом является гимн, и хотя он возник самым последним, именно он оказывает наиболее сильное эмоциональное воздействие на граждан страны. Слово "гимн" происходит от греческого hymnos — торжественная хвалебная песнь в честь божества. Хвалить в России на государственном уровне начали при Иване III, создав хор с соответствующим репертуаром.
Вплоть до XVII века такие хоры исполняли "виватные", патриотические, светские и религиозные песни, которые послужили основой для создания будущего гимна. В период правления Петра I гимн закрепляет свой статус как музыкальное произведение, славящее молодого императора и молодую Россию, но это всё ещё не был гимн в сегодняшнем понимании, включающем возможность его напеть.
Парадокс гимна в том, что, с одной стороны, это древнейшая символическая форма, с другой — гимны современных государств возникли много позже их флагов и гербов, вероятно, потому что, пока государство не чувствует себя особым монолитом, его характеристики не поддаются конкретизации в языке.
А ведь гимн отличается от остальных символов государства именно тем, что у него есть слова, которые всегда патриотичны, но просты и точны, потому что рассчитаны на понимание и принятие любым членом общества. Поскольку история России заставляла её всё время переосмыслять своё существование как державы, у нас было восемь гимнов с 1792 года, а во Франции — всего один, "Марсельеза", до сего дня.
Весь XVIII век функции гимна исполнял богослужебный общеевропейский текст "Тебя, Бога, хвалим", певшийся на третий тропарный глас или в обработке Д. Бортнянского. Он звучал в конце торжественных молебнов в дни побед русских войск или в "царские" дни императорской семьи. К хвалебным относятся и старейший русский "Преображенский марш Петра Великого", созданный ближе к концу царствования Петра, и написанный Козловским в форме полонеза на стихи Г. Державина "Гром победы, раздавайся!".
Ещё один парадокс гимнов в том, что часто новые слова кладутся на старую мелодию, уже известную. Так было с появлением первого русского гимна, положенного на английскую мелодию "Боже, храни короля", так стало и с современным российским гимном — воспринявшим новые слова на мелодию советского гимна.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.