Технологии сберегут жизни: дистанционный мониторинг пациентов

Дистанционный мониторинг пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями — это сравнительно новый, но весьма перспективный сервис цифровой медицины. В чём же его преимущества?

Эта технология получила развитие в 2020 году, когда к автоматическому дистанционному мониторингу показателей здоровья стали подключать как людей с подтверждённым COVID-19, так и пациентов из групп риска — гипертоников и тех, кто страдает сахарным диабетом.
На сегодняшний день крупные проекты в данной сфере в России внедряет сервис СберЗдоровье (входит в индустрию здоровья Сбера). Форматы удалённого наблюдения за пациентами уже запущены в 43 субъектах страны, а технологии сервиса помогли более 200 тыс. россиянам и позволили разгрузить сотни врачей, работающих в первичном медицинском звене.
Среди регионов, где реализуется проект, — Санкт-Петербург и Ленинградская область. Использование дистанционного мониторинга пациентов в последней стартовало в августе 2021 года. В итоге к проекту были подключены все медицинские организации первого уровня, специализирующиеся на оказании помощи больным с COVID-19. Спустя первые пять месяцев работы 15 тыс. человек взаимодействовали с платформой, свыше 350 тыс. звонков совершено роботом для сбора показаний. За 2022 год было запущено несколько этапов развития проекта, в рамках которых возможность оперативного наблюдения за пациентами получили еще 67 медицинских организаций города и области.
Дистанционный мониторинг от СберЗдоровья осуществляется посредством голосового робота или с использованием носимых устройств (тонометры, глюкометры).
Умное устройство "звонит" пациенту, опрашивает его и анализирует ответы. Данные отображаются в "Дневнике здоровья", к которому имеют доступ и наблюдаемый, и врач. Если в показателях выявляются какие-то отклонения от нормы, то пациент попадает на удалённую консультацию к доктору. Он, в свою очередь, видит все показатели в динамике и может оперативно среагировать на их изменение.
В большинстве регионов, где запущен проект, задействован диалоговый робот, разработанный партнёром Сбера — группой компаний ЦРТ. В устройстве используются уже адаптированные модели распознавания речи, в том числе они заточены под медицинскую терминологию. В сложных сценариях виртуальный помощник может переспросить собеседника, чтобы убедиться в корректности предоставленных данных.
Дистанционный мониторинг при помощи носимых устройств (тонометров и глюкометров) — ещё один способ следить за показателями. Гаджеты оснащены функцией Bluetooth и позволяют автоматически сохранять данные в электронном виде, поэтому пациент может в любое время посмотреть историю своих замеров как в числовом, так и в формате наглядных графиков. Полученная информация передаётся лечащему врачу напрямую. При результатах выше нормы доктор сам позвонит пациенту, проконсультирует по необходимым шагам, а в критической ситуации поможет вызвать скорую медицинскую помощь.

Врач и пациент

Обычно после постановки диагноза специалист даёт необходимые рекомендации по приёму лекарственных препаратов и поручает вести дневник наблюдений (несколько раз в день записывать показатели давления и пульса). Пациент уходит лечиться на какое-то время до следующего планового визита к доктору, но как он соблюдает предписания в данном случае — непонятно. При дистанционном мониторинге такой проблемы не возникает. Платформа позволяет оказывать помощь людям с хроническими заболеваниями в критической ситуации, не дожидаясь очного приёма через несколько дней или даже недель.
По данным сервиса СберЗдоровье, среди наблюдаемых дистанционным образом пациентов смертность снижается до 30%, а нагрузка на стационары и скорую помощь — до 70%. Уровень заболеваемости населения в целом становится ниже, а качество оказываемой первичной медицинской помощи выше, что отвечает основным задачам национального проекта "Здоровье".