Вслед за частичной мобилизацией в РФ объявили частичное военное положение. И если с четырьмя новыми регионами всё более или менее понятно — власть там передана военным администрациям, по каким правилам теперь живёт остальная Россия, кажется, не понимают даже местные власти. О том, что известно о новой наступившей в стране реальности и к чему стоит готовиться жителям Петербурга, — в материале "ДП".
В среду, 19 октября, президент России Владимир Путин объявил о введении в Донецкой и Луганской народных республиках, а также в Запорожской и Херсонской областях военного положения.
Ещё в восьми расположенных вблизи границ с Украиной регионах теперь действует "средний уровень реагирования", а в Центральном и Южном федеральных округах — "уровень повышенной готовности". Петербург и все остальные субъекты РФ отныне живут в режиме "базовой готовности".
Из части указа, относящейся к Северной столице, следует, что власти города "реализуют" такие меры, как усиление общественного порядка и введение "особого режима работы" объектов транспорта, связи и энергетики.
Кроме того, в Северной столице появится ещё один оперативный штаб. Возглавляемая губернатором структура должна будет контролировать проведение вышеописанных мероприятий.
В Смольном ещё 19 октября поспешили заверить, что "Петербург сделает всё необходимое для повышения безопасности объектов инженерной и социальной инфраструктуры". Также Александр Беглов подчеркнул, что привычный ритм жизни города будет сохранён, а ограничения вводить не будут.
Что именно будет сделано для повышения безопасности, когда и в каком формате начнёт работать оперштаб, в администрации Петербурга сообщить отказались. Примечательно, что новая координирующая структура в сверхлаконичном официальном комментарии вообще не упоминается. Добиться каких-либо прояснений от чиновников о функционале нового штаба "ДП" не удалось.
Между тем в пресс-службе администрации Ленобласти сообщили, что оперштаб был создан в день выхода указа, а его состав "публикации не подлежит". О запуске штабов в последние дни уже отчитались многие регионы, где ввели "базовую готовность". Таким образом, можно предположить, что оперативный штаб работает и в Петербурге.
В комитете по здравоохранению сказали, что никаких директив ни в части реализации мер для удовлетворения потребностей ВС РФ, ни в части введения особого режима для объектов здравоохранения пока не получали. Предприятия топливно-энергетического комплекса об изменениях в работе также пока никто не уведомлял.
Александр Беглов в военкомате Приморского района.
Только добавило неопределённости пятничное заявление главы комитета Госдумы по обороне Андрея Картаполова. Он сообщил, что, возможно, правоохранительные органы будут тщательнее проверять транспортные средства и досматривать пассажиров на вокзалах и в Пулково. Что будут искать силовики и стоит ли волноваться резервистам, которых и так уже периодически поджидают в парадных и гаражных кооперативах, решительно непонятно.
В транспортном блоке Смольного заявили, что дополнительные проверки, действительно, ожидаются, а ограничений на пересечение границ города не предусмотрено.
Никакой "базовой готовности" российское законодательство не предусматривает, а значит, ответы на интересующие петербуржцев вопросы нужно искать в законах "Об обороне" и "О военном положении". Именно положения этих документов перекочевали в новые указы Владимира Путина (их, напомним, два — один для новых территорий, другой — для всей остальной России).
Как предполагает политолог Евгений Минченко, в удалённых на сотни и тысячи километров от Украины регионах силовики, вероятно, будут искать диверсантов.
"Мы уже видели примеры террористических актов и диверсий на объектах инфраструктуры отнюдь не обязательно в регионах, граничащих с театром военных действий. Убийство Дарьи Дугиной случилось в Подмосковье, далеко от фронта. Попытка подрыва "Турецкого потока" тоже не там, где военные действия, успешный подрыв ниток "Северных потоков"… Учитывая, что украинские власти уже анонсировали широкомасштабную террористическую войну, рвануть может в любой точке страны. Особенно на инфраструктурных объектах. В том числе [это может произойти] как ответ на российские ракетные удары по украинской инфраструктуре, у них таких ракет нет, значит, будут использовать террористические сети", — сказал собеседник "ДП".
Петербургский политолог Дмитрий Солонников не исключает, что новые меры контроля могут затронуть и тех, кто потенциально попадает под мобилизацию.
"Если будут проверять документы в аэропорту и на вокзалах, вероятно, там будут обращать внимание не только на подозрительных личностей, но и на молодых людей, которые могли бы получить повестки. Раз частичная мобилизация не отменена, будут применять разные методы контроля за тем, чтобы потенциально попадающие под призыв страну покидали не так активно, как это было в прошедшие месяцы. То есть, думаю, будут ловить не только украинских террористов", — отметил политолог.
Сочетание неопределённости и вседозволенности
После публикации указов президента многие эксперты обратили внимание, что власти используют тот же метод, который применялся в период пандемии коронавируса: полномочия принимать трудные и непопулярные решения делегированы на места.
"Власти окончательно переложили ответственность за ситуацию в регионах с себя на губернаторов. Первые и раньше стоящие перед вторыми проблемы не сильно горели решать, а теперь и вовсе руки умоют. Спасение утопающих стало делом самих утопающих", — написал в своём Teleram-канале политический аналитик Аббас Галлямов.
По его мнению, введение частичного военного положения знаменует собой окончательный разрыв с моделью, которая два десятилетия успешно прививалась Кремлём на всех уровнях: на смену увеличению зависимости регионов от федеральной бюрократии приходит их субъективизация. Такой разворот связан с определёнными рисками для системы, ведь губернаторы фактически получают контроль над силовиками, отметил Галлямов.
Именно этот тренд выделила, анализируя ситуацию, и политолог Екатерина Шульман (внесена Минюстом РФ в реестр СМИ-иноагентов).
"Система [больше] не изолирует гражданских управленцев, а наоборот привлекает, так как они показали свою эффективность в период COVID. Отдачи власти военным не произошло, хотя военное положение это подразумевает…" — сказала Шульман, участвуя в эфире Breakfast Show.
На этом основании она сделала вывод, что гражданская бюрократия, с точки зрения Кремля, выглядит более здоровой, чем военная.
"Сочетание неопределённости и вседозволенности понравилось системе в период ковида, поэтому принято решение повторить… Это такая федерализация откуда не ждали", — отметила политолог. При этом, по её мнению, речь идёт о вызовах разного масштаба, а значит, "отмахаться бумажками", скорее всего, не получится.
Отдельного упоминания заслуживают фигуры федеральных антикризисных менеджеров: это глава правительства Михаил Мишустин который возглавил специальный координационный совет по спецоперации, и мэр Москвы Сергей Собянин, который будет координировать работу регионов по повышению безопасности.
Первый вновь отмечен как эффективный управленец и координатор, второй, по оценке Шульман, становится ролевой моделью для глав регионов. При этом, что симптоматично, Собянин получает одобрение как носитель достаточно миролюбивой риторики (в начале недели, объявляя о завершении частичной мобилизации, мэр обратился по-отечески, со словами благодарности и признательности).
Сергей Собянин и Михаил Мишустин.
Спокойная жизнь, но с нюансами
С большой долей уверенности можно говорить о том, что изменится режим работы петербургских ТЭЦ, дамбы и ЛАЭС, важных энергетических и инфраструктурных объектов, соглашаются собеседники "ДП". В то же время введения комендантского часа, повсеместного изменения режима работы предприятий и закрытия границ ждать не стоит, говорит Дмитрий Солонников.
"Всё-таки мы крайне далеко находимся от зоны военных действий. Вероятность [таких шагов] минимальна. Город должен жить спокойной жизнью. Что касается экономики, то да, перевод в русло более эффективной работы напрашивается. Нужно быстрее и больше производить оружия, бронежилетов и касок... Конечно, актуален вопрос, где это было раньше, и почему мобилизованные сами покупают обмундирование по коммерческим ценам... А где весь оборонзаказ? За это наверняка теперь будут спрашивать более серьёзно. Именно поэтому мы видим столько гражданских в оперативных штабах — им поставлена задача мобилизовать экономику", — подчёркивает политолог.
Он считает, что дальнейшее развитий событий будет зависеть от хода спецоперации, которая будет проводиться до победы России. В будущем нельзя исключать новых этапов призыва резервистов, а значит мобилизационные мероприятия в экономике в широком смысле будут продолжены.
Стоит отметить, что в третьем пункте указа Владимира Путина сказано, что при необходимости меры из закона о "Военном положении" — а это и ограничения на передвижение, запрет выезда из страны, введение военной цензуры, изъятие имущества (последующей компенсацией его стоимости государством), привлечение граждан к работам для нужд обороны и другие — могут быть распространены на всю страну.
Закон о введении в УК РФ понятий "военное положение" и "военное время" Госдума единогласно приняла ещё в конце сентября.