Северо–Западная промышленная корпорация отбилась в суде от таможенных пошлин на 31 млн рублей за ввоз подшипников из Эстонии
Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти рассмотрел заявление петербургского ООО "Северо–Западная промышленная корпорация" (СЗПК), которое оспорило решения Северо–Западной электронной (СЗЭТ) и Санкт–Петербургской таможен. В 2020–2021 годах СЗПК, специализирующаяся на импорте промышленного оборудования, ввезла в Россию девять партий подшипников для сельхозтехники и запчастей к ним (всего около 1 млн изделий) на общую сумму почти $1 млн. Изготовителем и отправителем товара значилась Baltic Bearing Factory OU из Таллина.
Северо–Западная электронная и Санкт–Петербургская таможни, выпустив товар для внутреннего использования, провели проверку данных, указанных в документации, и сочли часть из них недостоверными. Ведомство посчитало, что сертификаты на продукцию, представленные СЗПК, не подтверждают страну происхождения товара. Так, при верификации на запрос российских таможенников Торгово–промышленная палата Эстонии не предоставила документов, на основании которых выдавала сертификаты к этому контракту. В сертификатах графа "наименование и адрес поставщика / отправителя" выполнена не на русском, английском или французском языках, а на эстонском. Итогом инспектирования стало доначисление импортёру в декабре 2021 года 31,3 млн рублей антидемпинговых платежей.
Однако СЗПК с позицией ведомства не согласилась и оспорила решение таможен в арбитраже, который недавно встал на сторону предприятия. По мнению суда, сертификаты, представленные импортёром, содержат все обязательные реквизиты, установленные законодательством для документов о происхождении товара. Поэтому решение таможен о доначислении антидемпинговых пошлин было отменено.
В СЗПК, а также в Северо–Западной и Санкт–Петербургской таможнях на запрос "ДП" не ответили.
"Арбитражный суд отошёл от формального подхода и рассмотрел дело с точки зрения факта. В представленных сертификатах о происхождении товара были ошибки, однако они по своей сути не повлияли на достоверность сведений, указанных в самих сертификатах", — считает Владислав Варшавский, управляющий партнёр юрфирмы "Варшавский и партнёры".
Подобные споры не редкость в практике арбитражных судов. И в тех случаях, когда претензии таможенных органов носят формальный характер и не касаются реальных сомнений в стране происхождения товара, указанной в сертификате, суды в целом встают на сторону декларантов, защищая их от формальных претензий таможни, отмечает эксперт.
Так, летом этого года Арбитражный суд Северо–Западного округа дважды рассматривал аналогичные споры, касающиеся страны происхождения товара. И в обоих случаях кассационная инстанция вставала на сторону предпринимателей. При этом акцентировалось внимание на том, позволяет представленный сертификат о происхождении товара сделать однозначный вывод о стране происхождения товара или нет. Незначительные недочёты в оформлении этих документов, не влияющие на подтверждение страны происхождения товаров, не рассматривались судом как причина согласиться с позицией таможни.
"Судебная практика в других регионах идёт по пути признания незаконными решений таможенного органа, который предъявляет претензии к оформлению сертификата, но не сомневается в стране происхождения товара", — добавляет Владислав Варшавский. Однако, как показывает практика, подобные решения таможни обжалуют. Правда, по мнению Владислава Варшавского, в случае спора с СЗПК надежд на успех у ведомства не много. "Суд первой инстанции детально и подробно в своём акте объяснил, почему согласился с декларантом. Поэтому с высокой долей вероятности вышестоящие суды оставят решение в силе", — прогнозирует эксперт.
"В России сохранилось производство подшипников для специализированной техники, в том числе сельскохозяйственной, но на сегодня выпускаемая в стране номенклатура полностью не удовлетворяет все потребности рынка" — так оценивают ситуацию в ассоциации "Росспецмаш".
Вопрос импортозамещения комплектующих остаётся одним из самых актуальных для отрасли. В перспективе при условии системной господдержки отечественные производители подшипников смогут полнее удовлетворять запросы потребителей, но на данном этапе зависимость от импорта есть, резюмируют эксперты.
"Мы неоднократно заявляли о необходимости уходить от неё для обеспечения технологической независимости в сельхозмашиностроении и, соответственно, для продовольственной безопасности", — заявили "ДП" в ассоциации.
Добавим, что судебные споры с участием Санкт–Петербургской таможни не редкость. Так, по данным информационной базы "Электронное правосудие", за последние 3 года она фигурировала в различном качестве всего в 850 арбитражных делах. При этом в превалирующем числе споров Санкт–Петербургская таможня являлась ответчиком.
С Северо–Западной электронной таможней ситуация немного иная. За последние 3 года СЗЭТ участвовала в 218 спорах. И при этом в 2019 году в картотеке арбитражных дел не зафиксировано ни одного спора с её участием. А в следующем — только в восьми делах, но уже в 2021 году число судебных процессов с участием СЗЭТ практически сравнялось с показателями Санкт–Петербургской таможни и достигло 210. И она тоже чаще всего фигурирует в этих спорах как ответчик.