В России и Казахстане подготовили законы о полном запрете продажи вейпов

Автор фото: Коньков Сергей
В магазине электронных сигарет
Мажилис (нижняя палата парламента) Казахстана поддержит законопроект о запрете на продажу и использование вейпов, сообщил депутат Аманжан Жамалов.
Кроме того, парламентариями принято решение обложить акцизами изделия с нагреваемым табаком (стики) в размере 70% от акцизов на традиционные сигареты. Жамалов добавил, что в налоговом кодексе республики утвердили установление ставок акцизов на табачную продукцию.
"В Кодекс о здравоохранении мы внесем поправки, запрещающие в Казахстане продажу и употребление вейпов, так называемых электронных устройств с курительными смесями, в которых жидкость, газы и так далее. Они будут полностью запрещены для реализации и употребления в Казахстане. Поэтому мы вообще из Налогового кодекса эти понятия убрали", — пояснил депутат (цитата по Kapital.kz).
В России полный запрет на продажу вейпов и оборот табачной альтернативы обсуждался, в частности, в январе 2022 года. Соответствующий законопроект подготовила фракция ЛДПР, сообщал в своём канале депутат Ярослав Нилов.
Авторами законопроекта выступили также зампред комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Леонов, глава комитета по физической культуре и спорту Дмитрий Свищев и глава комитета по регполитике и местному самоуправлению Алексей Диденко.
Необходимые поправки предлагается внести в закон "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака", согласно которым "запрещается продажа никотинсодержащей жидкости и устройств для ее доставки".
О том, поступил ли в Госдуму проект закона, Нилов не сообщал, инициатива публично не рассматривалась. В апреле глава Мосгордумы Алексей Шапошников предложил временно запретить продажу вейпов на комиссии Совета законодателей РФ по координации законотворческой деятельности и мониторингу законодательства.
"Установить временные ограничения на торговлю никотинсодержащими жидкостями и устройствами предлагается до принятия соответствующего технического регламента", - написал Шапошников в своем telegram-канале. Он пояснил, что данная мера необходима для введения технических регламентов в отношении вейпов, которые могут вступить в действие с 1 сентября.
Индустрия вейпинга в России имеет оборот порядка 1,4 –1,6 трлн рублей, по данным Федеральной налоговой службы. По итогам 2021 года в бюджет поступило в виде акцизов как на никотиновые смеси, так и на электронные устройства доставки никотина (ЭДНС) около 37,9 млрд руб, следует из данных Федерального казначейства России.
Интересы представителей табачной альтернативы представляет, в частности, Союз предприятий индустрии никотиносодержащих изделий (СПИНИ). Организация объединяет 40 компаний и индивидуальных предпринимателей. По мнению представителей отрасли, в случае запрета вейпов российский бюджет потеряет порядка 38 млрд рублей в год, которые "пойдут в "карман" к участникам "чёрного" рынка. Объём нелегального рынка электронных сигарет с текущих 5,6 млрд рублей может вырасти, по предварительной оценке, до 500–600 млрд рублей.
"Уход рынка ЭСДН за пределами легального регулирования приведёт к тому, что мы не сможем контролировать состав и качество курительных смесей. Разделяя опасения уважаемых депутатов Госдумы и Мосгордумы, мы всё же считаем, что в этом случае запреты не решат, озвученные проблемы, а наоборот усугубят", — заявил руководитель СПИНИ Дмитрий Владимиров.
СПИНИ предлагает вместо полного запрета ЭДНС в РФ совместно с экспертами, представителями отрасли разработать необходимые технические регламенты к рынку вейпов, ввести обязательную маркировку никотиновой и безникотиновые жидкости для вейпов.
По словам главы СПИНИ, анализ результатов введения запретов продаж электронных сигарет, проведённый Союзом, свидетельствует, что в случае запрета реализация вейпов сохраняется, при этом растёт число случаев от фальсификатов, а "чёрные рынки" стран, в которых вводились ограничения, наоборот, расширяются в 200–300 раз.
"Примечательно, что запреты на вейпинг лоббируют именно в государствах, с низким доходом на душу населения (так называемые страны LMIC — Low and Low Middle Income Countries). Какое отношение это имеет к России и Казахстану, непонятно, так как они относятся к странам со средним душевым доходом, не сильно уступающим по потреблению развитым странам Европы и Америки, а там о подобных запретах речь не идёт", — добавил Владимиров.