Быть полезным и не перерабатывать: советы молодых юристов для успешной карьеры

Автор фото: Сергей Коньков

"Деловой Петербург" пообщался с молодыми юристами компаний-участниц рейтинга "Юртоп-2022" и выяснил, с какими проблемами они сталкиваются, что их мотивирует к работе и какие советы могут помочь начинающим специалистам.

Молодые юристы считают, что для успешной карьеры необходимо как можно раньше начать работать — ещё во время обучения в университете. Из–за недостатка практики в программах высшего образования студенты последних курсов не имеют чёткого и полного представления, чем им нужно будет заниматься в юридических и консалтинговых компаниях. После выпуска начинающим специалистам приходится заново изучать профессию.
"Студенты даже на старших курсах не до конца представляют, что ждёт их впереди. Полезно начать подрабатывать как можно раньше, на первом–втором курсах бакалавриата", — рассказывает юрист Национального центра интеллектуального капитала Алексей Самыгин (3 года в профессии).
Максим Али, один из самых молодых партнёров юридических фирм Санкт–Петербурга, начал карьеру ещё во время учёбы с должности помощника юриста. Через год у него появились собственные проекты, а через два он сам стал юристом.
"Работа помощником помогает усвоить простой принцип: старайся максимально вкладываться в ту работу, которую доверяют тебе сейчас, а затем тебе начнут поручать что–то более существенное. Мне было 27 лет, когда я возглавил практику интеллектуальной собственности и IT в Maxima Legal. В 30 лет я уже стал партнёром фирмы", — добавляет Максим Али.
Благодаря раннему старту карьеры он смог к 30 годам собрать собственный пул клиентов и сильно развиться в выбранной практике. Максим Али советует молодым коллегам при выборе первого места работы ориентироваться не на величину зарплаты, а на команду специалистов. Иначе не получится развить навыки общения с клиентами, коллегами и в целом получить общее представление о профессии.
Также молодые юристы советуют в начале карьеры искать наставников, которые будут давать советы и направлять в верную сторону. "Именно со старшими коллегами приходится контактировать чаще всего. Именно их отношение к клиентам и работе ты воспринимаешь и начинаешь использовать сам. Кроме того, существуют авторитетные специалисты, с которыми ты можешь не работать, но на чей опыт ты в любом случае ориентируешься", — добавляет младший юрист Versus legal Даниил Борейшо (3 года в профессии).

Польза важнее выгоды

Молодые юристы считают, что самое главное в их профессии — это социальная значимость. Именно она сильнее всего их мотивирует к работе. Затем по приоритетности идут отношения в коллективе — чаще всего юристы работают над проектами командой, а конфликты могут испортить всё сотрудничество. И на последнем месте — деньги: начинающие специалисты готовы браться за крупные и сложные проекты даже без дополнительных гонораров, если они при этом будут уникальными и интересными.
"Когда у тебя получается помочь важному для общества проекту, сделать жизнь клиента легче или просто побороть несправедливость в конкретном случае, это вдохновляет", — уточняет Максим Али.
Он добавляет, что его также мотивирует относительная свобода действий и отсутствие лишних бюрократических процедур внутри компании. "Свобода в возможности предлагать свои решения напрямую собственнику или руководителю бизнеса позволяет творчески подходить к задачам — ради чего и обращаются к консультантам", — замечает он.
При этом опрошенные "ДП" юристы не видят большой разницы в подходах работы молодых и более взрослых коллег. По их мнению, всё зависит от конкретного человека. Единственным отмеченным отличием стало количество времени, которое специалисты тратят на проверку работы. Более взрослые юристы делают это быстрее благодаря своему опыту.

Культ продуктивности вместо эйджизма

Если несколько лет назад более опытные и взрослые юристы могли открыто демонстрировать недоверие к работе молодых коллег, то сейчас это уже редкость. Стереотипное представление о начинающих специалистах как о тех, кто скорее будет допускать ошибки и нуждается в постоянном присмотре, постепенно исчезает. Также меняется и отношение клиентов к молодым юристам.
"С учётом общего тренда на демократизацию какое–то пренебрежительное отношение со стороны старших коллег сошло на нет. Я ни разу не сталкивался с подобным. Такие же изменения происходят и с клиентами: если раньше молодых сотрудников не хотели принимать как профессионалов, то сейчас все понимают, что возраст часто не является показателем наличия знаний и навыков", — говорит Даниил Борейшо.
Вместо этого одной из проблем юридических компаний начинающие специалисты называют культ продуктивности. Часто управляющие партнёры ставят выполнение целей выше взаимоотношений внутри коллектива и самочувствия персонала. Это негативно сказывается на юристах — их эффективность падает. Как следствие, стратегия, при которой большое внимание уделяется выполнению максимального числа задач, играет против успешности компании.
По мнению Алексея Самыгина, большинство работодателей не понимают, что юрист с качественным балансом работы и отдыха значительно счастливее и продуктивнее коллеги, из которого выжимают все соки. "Чтобы сделать юристов счастливее, необходимо дать им больше времени на себя, семью и близких. Чтобы сделать их также эффективнее, необходимо активнее внедрять в рабочие процессы новые технологии", — добавляет Самыгин.