Социологи поставили под сомнение миф о запасливых россиянах

Автор фото: Ермохин Сергей
Потребительская паника — лейтмотив последних нескольких лет. Ещё до наступления пандемии граждане массово скупали гречку, впечатлившись туманными слухами о её неминуемом подорожании и исчезновении. Затем пришёл ковид, а вместе с ним и всеобъемлющее желание поплотнее забить шкафы всем подряд — от туалетной бумаги до консервов.
Наконец, наступили нынешние спецвремена — и граждане вновь бодро устремились в магазины, на этот раз почему–то преимущественно за сахаром. Может создаться впечатление, что титан русской словесности Александр Проханов, недавно потрясший всех образом "народа–бурундука, народа–хомяка", не так уж неправ.
Однако у сотрудников ВЦИОМ получилась несколько иная картина. Запасливых россиян по итогам проведённого опроса выявилось только 8%.
Заодно поколебался ещё один миф — про старушек, дерущихся возле прилавков за последнюю упаковку товара. Заметнее всего за год увеличили свои запасы люди 18–24 и 25–34 лет. А вот у категории 45+ их оказалось столько же, сколько и было. Не исключено, что молодёжь только начала задумываться о запасах, а у переживших 1990–е продуктовый набор на чёрный день отложен по умолчанию.
Кстати, о 1990–х. Данные ВЦИОМ опубликовал в сравнении с ответами на те же вопросы, которые давали люди в 1992 году. Оказалось, что 20 лет назад повышения цен и отсутствия продуктов в продаже боялись примерно поровну. Ещё бы — пирамиды из банок консервированной морской капусты на пустых прилавках забыть трудно.
Сейчас же большинство уверены, что купить продукты проблемой не будет — были бы деньги. Это вполне справедливо: продовольственная безопасность страны совсем на другом уровне. Однако и посадить пару соток картошки на даче будет не лишним.