Бесконтрольная закупка: проблемы в экономике подталкивают к реформе госзаказа

В ближайшее время подвергнется корректировке законодательство о госзаказе. Оно будет либерализовано как для заказчиков, так и для поставщиков. "ДП" попытался проанализировать, какие из предлагаемых изменений пойдут бизнесу и государству на пользу, а какие несут риски.

Не секрет, что крупнейшим инвестором в России является государство. Значительная часть этих инвестиций осуществляется через систему госзаказа. Видимо, именно поэтому довольно существенная часть состоявшегося 16 марта совещания президента с руководством правительства и губернаторами была посвящена предложениям о реформировании этой сферы. Почти все озвученные инициативы направлены на упрощение процедур. Это должно помочь частному бизнесу привлечь в оперативный оборот дополнительные средства и тем самым отчасти сдемпфировать последствия происходящего в экономике.

Деньги надо пускать в дело

"Предприятия, которые выполняют заказы органов власти и компаний с госучастием, должны как можно быстрее получать деньги за поставленные товары и услуги, пускать их снова в дело, — задал тон Владимир Путин. — В этой связи предлагаю увеличить объёмы авансирования по государственным контрактам. Аванс должен составлять не менее половины от общей суммы контракта, а срок оплаты поставленных товаров и услуг — сократиться до 7 рабочих дней. Аналогичное решение необходимо также принять на уровне субъектов Федерации, муниципальных образований и компаний с госучастием".
Вице–премьер Марат Хуснуллин предложил на срок до конца года ввести мораторий на проведение проверок в отношении государственных заказчиков, органов власти и госкомпаний, так как "от скорости и ответственности их решений зависит выполнение всех антикризисных мер". По словам зампреда правительства, недавно регионам было дано право устанавливать дополнительные случаи закупок у единственных поставщиков, более гибко проводить торги. "Вы сказали увеличить авансирование от 50%, а мы сейчас разрабатываем методику — увеличение авансирования от 50 до 80%", — ответил президенту Марат Хуснуллин.
Губернатор Калининградской области Антон Алиханов попросил рассмотреть возможность разрешить в 2022 году региональным фондам содействия кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) участвовать в выдаче гарантий для тех, кто участвует в госзакупках. "Сейчас, к сожалению, Гражданский кодекс нам таких возможностей не даёт", — посетовал губернатор.
Он также напомнил, что для формирования начальной цены контракта необходимо получить от трёх до пяти коммерческих предложений от предприятий соответствующей отрасли. "В текущее время это достаточно сложно сделать: не все компании соглашаются давать такие коммерческие предложения, смотрят на конъюнктуру, выжидают", — сказал губернатор. И попросил президента дать поручение пересмотреть эти нормативные акты, "чтобы мы на основании одного или двух коммерческих предложений могли формировать начальную максимальную цену".
Учитывая, что возражений со стороны Владимира Путина на эти инициативы не последовало, все они с высокой долей вероятности скоро обретут силу закона.

Подводные камни неизбежны

Опрошенные "ДП" участники рынка госзаказа и эксперты по–разному относятся к высказанным предложениям. Почти все инициативы помимо блага (более быстрая "накачка" реального сектора ликвидностью) несут в себе и риски.
Особо бурно в экспертных кругах обсуждается размер авансирования. Сейчас он по Федеральному закону № 44 (регулирует бюджетные закупки) составляет, за редким исключением, 30%. А вот 223–ФЗ (для компаний с преимущественной долей государства в капитале) авансирование вообще не регламентирует.
Председатель комитета по государственному заказу Санкт–Петербурга Александр Жемякин поддерживает увеличение объёма авансирования. "Оно позволит в условиях нестабильности рынка пополнить оборотные средства и, следовательно, увеличить закупки товаров, которые необходимы для поставки", — сказал он "ДП". Но конечно, увидел и подводные камни.
Первый из них — резкое увеличение объёма авансирования приведёт к возможным кассовым разрывам региональных бюджетов. "Это может повлечь необходимость дополнительного привлечения средств бюджетов либо на рынке, либо в виде казначейского кредита", — говорит чиновник.
Второй риск при увеличении авансирования — возможный рост стоимости банковских гарантий. "Исполнение контракта обеспечивается банковскими гарантиями, которые должны быть в размере не меньше, чем аванс. Соответственно, если банковские гарантии были рассчитаны под 30%–ное авансирование, то рост аванса до 50% увеличит и их стоимость. Насколько мне известно, сейчас в условиях нестабильности и высокой турбулентности банки дают гарантии неохотно или с достаточно большой маржой", — отмечает Александр Жемякин.
Впрочем, уверен он, все эти проблемы в Петербурге решаемы.
Директор по развитию ООО "Ракурс–инжиниринг", эксперт регионального отделения "Деловой России" в Санкт–Петербурге Михаил Чернигов поддерживает предложение по увеличению авансирования и сокращению сроков оплаты госконтракта. "Это позволит предприятиям не только повысить оборачиваемость капитала, сохранить рабочие места и увеличить производственные мощности, но и повысить эффективность взаимодействия с подрядчиками, которые работают исключительно на условиях предоплаты", — отмечает он.
Партнёр коллегии адвокатов Pen&Paper Екатерина Токарева с этим не спорит, но напоминает: нередко, особенно в строительстве (например, метрополитена, общественных объектов), случается, что подрядчик получает аванс, незаконно его осваивает, а потом начинает процедуру банкротства.
"Бюджет лишается денег, результата строительства нет. Приходится нанимать нового подрядчика, авансировать уже его. И не факт, что аналогичная ситуация не повторится снова. Гарантировать же выполнение обязательств хотят разрешить фондам содействия кредитованию субъектов МСП, которые будут возвращать аванс за счёт тех же бюджетных денег", — опасается эксперт.

Аванса хватит только на стройматериалы

Кстати, строительная и дорожная отрасли — пожалуй, самые заинтересованные в увеличении авансирования. "Мы приветствуем все начинания, направленные на помощь строительной отрасли, в частности направленные на то, чтобы подрядчики могли продолжать работать", — сказали "ДП" в петербургском комитете по строительству.
"Авансирования, даже увеличенного, хватит по сути только на закупку строительных материалов, — говорит один из экспертов рынка недвижимости. — Кто–то может не справиться с достройкой, даже имея аванс 70%. Также не стоит исключать вероятность, что кто–то из подрядчиков воспользуется ситуацией и окажется недобросовестным". Но других вариантов, по его словам, просто нет: строить (а тем более достраивать) надо.
Как рассказал "ДП" глава дорожного комитета Ленинградской области Денис Седов, в нынешних условиях корректировка 44–ФЗ в дорожной и строительной отраслях должна стать первоочередной задачей. "Губернатор уже предложил проводить закупки до 100 млн рублей вообще без конкурса. Сейчас задача всех уровней власти — максимально быстро направить деньги в экономику. Лучше, чем стройка или дороги, с этим никакая отрасль не справится, так как именно в этих сферах много взаимосвязанных производственных цепочек", — поясняет Денис Седов.
В свою очередь, глава области Александр Дрозденко рассказал в своём telegram–канале, что конкурсные процедуры по строительству и дорожным работам должны проходить за 10 дней. "Все контракты по объектам, которые подтверждены в бюджете в полном объёме, необходимо запустить даже не завтра, а уже сегодня. Любые задержки и проволочки — это увеличение стоимости", — добавил губернатор.

Обратная сторона медали

Куда более скептически эксперты относятся к мораторию на проверки госзаказчиков и расширение возможностей закупок у единственного поставщика. По мнению управляющего партнёра юркомпании "ЦПО Групп" Анны Коняевой, само по себе появление этих двух инициатив является отрицательным индикатором развития экономики. "Кроме того, это может полностью нивелировать ранее введённые правила о проверке чиновников и конфискации имущества “неизвестного происхождения”", — добавляет она.
Руководитель практики "Антимонопольное право и государственный заказ" юркомпании "Лемчик, Крупский и партнёры" Артём Константинов ещё более категоричен. Мораторий на проведение проверок в отношении государственных заказчиков, органов власти и госкомпаний он называет "достаточно вредной инициативой", поскольку результатом может стать ущемление прав и интересов участников закупок.
"По всей стране на процедуры в рамках 44–ФЗ и 223–ФЗ подаются десятки тысяч жалоб, около половины которых по результатам рассмотрения антимонопольным органом признаются обоснованными. Мораторий же приведёт к очевидной дискриминации участников закупок, созданию некоторым из них преимущественных условий, в частности путём установления неизмеримых или недопустимых критериев отбора в документации, что в свою очередь грозит ростом коррупциогенности закупочных процедур", — поясняет Артём Константинов.
Не без тревоги он смотрит и на возможность формирования начальной цены торгов на основании всего лишь одного–двух коммерческих предложений. "Это легко может привести к созданию картелей ещё на стадии формирования начальной цены. Ведь очевидно, что зачастую в закупках участвуют те, кто ранее давал заказчику такие коммерческие предложения и, соответственно, оперативно уведомляется о размещении закупки им же. Поэтому законодателем и была установлена выборка из трёх и более предложений", — добавляет эксперт.
У нас есть закупки у единственного поставщика, без проведения конкурентных процедур. Применяется этот способ в условиях, когда закупку нужно совершить очень быстро, например когда речь идёт о товарах, необходимых для жизнеобеспечения. Но мы столкнулись с тем, что у единого поставщика нельзя совершить совместную закупку. Например, нам нужны таблетки для лечения коронавируса. Сейчас они закупаются каждым медучреждением самостоятельно. Если бы можно было объединить эти лоты в один, мы бы выходили на одного крупного поставщика, покупали препараты, а дальше они бы шли каждому учреждению. К сожалению, федеральный закон этого не позволяет. И мы вынуждены заключать договор с одним поставщиком, который потом несёт расходы на логистику и хранение препаратов, либо с множеством мелких, которые начинают между собой конкурировать. Это достаточно серьёзная проблема.
Александр Жемякин
председатель комитета по госзаказу Санкт–Петербурга
В нынешней ситуации отечественному бизнесу нужна максимально полная и разносторонняя поддержка. В отдельности каждая из предложенных мер могла бы стать неплохим подспорьем, но комплексно они смогли бы "вытащить" многие предприятия, у которых в противном случае не слишком много шансов на выживание. Очень полезен сейчас и мораторий на проверки, и льготы, и повышенное авансирование, и вообще любая инициатива, которая будет направлена на облегчение работы предприятий и увеличение оборотов средств по счетам.
Павел Сигал
первый вице–президент "Опоры России"
Предложенные меры можно назвать логичными элементами мобилизационной экономики. Некоторые из них обсуждались ещё год–два назад как предложения от бизнес–сообществ. Увеличение авансирования по госконтрактам — логичный шаг, чтобы поддержать экономику именно в сфере госзакупок, увеличить оборачиваемость и приход денежных средств на счета исполнителей. Ввод мораториев на проверку бизнеса и формирование цен контракта на основе двух–трёх предложений также будут позитивно восприняты предпринимательским сообществом. Это упрощение ведения бизнеса, хотя если последняя инициатива будет реализована, то нужно будет пристально контролировать её реализацию, чтобы не было перекосов и ущемлений других участников, а также на предмет коррупционной составляющей. Добавлю, что и реализованные, и только что озвученные послабления могут стать мерами долгосрочного экономического развития. Возможно, их нужно будет продлить и в следующем году, поскольку в 2022–м маржинальность бизнеса вряд ли увеличится.
Александр Щелканов
доцент кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами СПбГЭУ
О необходимости стимулирования процессов госзакупок мы говорим достаточно давно. Так, на встрече российских предпринимателей с президентом России в марте 2020 года нами было озвучено предложение об увеличении авансирования госконтрактов до 50–75%. Сегодня появилась возможность эту инициативу реализовать. Одновременно с этим мы подготовили и направили в адрес правительства Петербурга предложения, нацеленные на ускорение и упрощение госзакупок в сфере поставок лекарственных препаратов и медицинских изделий для города. Среди них — сокращение сроков рассмотрения органами власти заявок от поставщиков и сроков оплаты поставленных препаратов, отмена штрафных санкций и обеспечительных платежей по контрактным обязательствам.
Дмитрий Панов
председатель отделения "Деловой России" в Петербурге
С точки зрения объёмов закупок одним из крупнейших адресатов поддержки является строительная отрасль. Она, с одной стороны, является драйвером для многих смежных отраслей (стройматериалы, оборудование, проектирование и т. п.). С другой стороны — выступает заказчиком для многих бизнесов, которые не являются участниками закупочных процедур. Предлагаемые изменения действительно важны для бизнеса. Скорость оплаты в условиях ежедневно меняющихся цен существенно определяет рентабельность. Упрощение процедуры закупок позволяет оперативно реагировать на конъюнктуру рынка и заказчикам, и поставщикам. Безусловно, возможны злоупотребления при использовании механизмов поддержки рынка, однако особенности квалификации правоохранительными органами понятия "ущерб бюджету" и без того выступают значимым фактором для определения поведения участников закупок. Изменения заработают быстро, однако масштаб эффекта зависит от комплексности мер поддержки. Сегодня, имея возможность победить в закупке по ещё вчера привлекательным ценам, компании часто отказываются от участия, поскольку существует значительный риск невозможности исполнения обязательств перед государством. Даже получив 100%–ный аванс, бизнес должен справиться с задачей эффективного его расходования.
Илья Алембаев
старший партнёр Versus.Legal
Алексей Клепиков
В подготовке материала также участвовали Дарья Ковалёнок, Дмитрий Маракулин, Дарья Кильцова, Светлана Афонина