В Петербурге выросли объёмы собираемого пластика

Автор фото: shutterstock

"ДП" продолжает изучать рынок раздельно собираемых в Петербурге отходов. Самым популярным вторсырьём является пластик.

Статистики по тому, сколько генерируется в Петербурге пластиковых отходов, нет, однако есть общие данные по мусору. Так, в год в городе образуется около 2 млн тонн, из которых на пластик, по статистическим данным, приходится около 12% от общего объёма. В цифрах это около 250 тыс. тонн в год.
Корректных данных по объёмам собираемого раздельно и перерабатываемого пластика не существует, признают участники отрасли, в том числе потому, что значительная часть игроков работает в серой зоне. По оценкам представителя ООО "АртЭко СПб" Глеба Вершкова, в последнее время ежемесячно в Петербурге раздельно собирается порядка 500 тонн пластика. Сколько приходится на разные его виды, подсчитать сложно, но очевидно, что в общей массе больше всего бутылок. Широкую популярность в последнее время получил раздельный сбор пластиковых крышек в рамках проекта "Крышечки доброты", который внедряют в том числе на соцобъектах, например в детских садах в рамках просветительских акций.
"В процессе сбора пластика присутствует ярко выраженная сезонность. На протяжении нескольких лет мы отмечаем снижение объёмов образования пластика у населения в осенне–зимний период и резкий рост в весенне–летний", — отмечают в компании "Петро–Васт".
Общая тенденция — положительная, год к году объёмы собираемого пластика, как и других видов отходов, увеличиваются, отмечают эксперты. Из этой статистики, правда, выбиваются показатели последних месяцев, когда в результате старта мусорной реформы на отдельных площадках были сняты баки для сбора пластика, стекла и других видов отходов, а часть собранного на площадках не могла быть вывезена.
Как отмечают эксперты, только около 10% всех отходов в Петербурге идёт на переработку, остальное отправляется или на сортировку, или сразу на полигоны. Шансы, что на сортировке выброшенная в общий бак бутылка будет отобрана, невелики. Во–первых, для этого отходы из этого бака должны попасть на сортировочную линию АО "Автопарк №1 “Спецтранс”" в Обухово — единственную, где проводятся такие операции. Кроме того, это зависит от количества сортировщиков на линии, качества применяемой техники, текущей загрузки сортировочной ленты и прочего.
"Очевидно, что доля отобранного сырья в таком случае невелика — до 10–15%, по разным данным. Многие виды сырья, которые можно переработать, не отбираются на сортировочных линиях. По данным исследования морфологического состава отходов, оставшихся после сортировки, проведённого Гринписом, пластиковые пакеты–майки с ручками, фасовочные пакеты, подложки и баночки из–под молочных продуктов зачастую после сортировки отправляются на полигоны, — говорит руководительница программ “Друзья Балтики” Елизавета Меринова. — Выброшенная на улице или на берегу озера бутылка или пакет могут пойти в переработку, только если найдётся герой, который заберёт её с улицы или берега озера, вымоет (если тара загрязнена) и донесёт до контейнера для соответствующего вторсырья или отдаст напрямую заготовителю. Исследований на эту тему мне не встречалось, зато встречались исследования о том, сколько пластика в итоге не попадает ни на переработку, ни на полигон, а остаётся в окружающей среде, а точнее, попадает в Мировой океан. По разным данным — это до 12 млн тонн пластика ежегодно".

Очень много пластика

Существует семь видов упаковочного пластика (1–ПЭТ, 2–ПНД, 3–ПВХ, 4–ПВД, 5–ПП, 6–ПС, 7 —смесь пластиков), но каждый из них обычно разделяется на подкатегории. Например, 1–ПЭТ бывает бутылочный и небутылочный. Последний сдать в переработку крайне сложно. "Точно так же к 6–ПС относятся и твёрдые баночки от йогуртов, и подложки от фруктов, и пенопласт. Все они перерабатываются отдельно, — рассказывает Юлия Акимова, ESG–консультант, основатель некоммерческой организации “Зелёнка”. — Плюс сам пластик делится на твёрдый и мягкий — это два разных вида. В итоге его рассортировывают примерно на 20 разных фракций".
По данным карты экологического движения "Раздельный сбор", в Петербурге сейчас имеется около 3600 пунктов приёма пластика. Однако некоторые из них в последние месяцы перестали работать из–за вступления Петербурга в мусорную реформу (обычно это наблюдается на тех площадках, где сменились перевозчики).
Часть этих контейнеров и точек сбора организована заготовителями, которые потом его продают, часть — непосредственно переработчиками (утилизаторами). Крупнейшие заготовители на сегодня — "АртЭко", "Петроваст" и АО "Автопарк №1 “Спецтранс”". Конкуренции на рынке практически нет — объёмов генерируемого пластика гораздо больше, чем может позволить себе собрать какой–либо из игроков.
Крупнейшие переработчики — "АртЭко", "ВторПласт" и "Репластико". Многие небольшие игроки работают в серой зоне, говорит Глеб Вершков. Из собранных раздельно отходов традиционно делают гранулы, ПЭТ–флекс, синтетическое волокно.

Экономика бутылки

"ПЭТ, ПНД, ПП собирают больше всего. Невыгодно собирать ПВХ, ПС и неперерабатываемые пластики", — говорят в АО "Невский экологический оператор" (НЭО). Закупочные цены на пластиковые отходы напрямую зависят от стоимости первичных гранул: чем они дороже, тем дороже и вторсырьё, из которого их делают. При этом цены вторичного сырья нестабильны.
Основные затраты компаний, работающих со вторсырьём, приходятся на транспорт и его обслуживание, говорят заготовители. "Окупаемость установки одного бака на данный момент составляет 1,5–2 года", — рассказали в НЭО. Один бак для сбора пластика стоит порядка 10–15 тыс. рублей, мусоровоз — 7–12 млн. Скорость окупаемости зависит от объёмов и логистики. "Нельзя сказать, что вторсырьё — очень выгодный бизнес, тем более для небольших компаний. Есть расхожее мнение, что мусор — золотое дно, но если говорить о выстроенном в рамках всех законов и нормативов ответственном бизнесе, то это далеко не так. Во многом поэтому большинство таких проектов реализуются активистами, которые для сохранения работы своих пунктов пытаются получать гранты, спонсорскую поддержку и прочее", — говорит Юлия Акимова.
Пластик — один из самых дорогих видов вторсырья, который по цене уступает только металлу, отмечает она. Стекло, макулатура, картон, тетрапак стоят дешевле.
В среднем килограмм пластика стоит на рынке 20–30 рублей, цены зависят от маркировки, чистоты сдаваемого сырья и качества сортировки. При этом отдельные фракции (небутылочный 1–ПЭТ или 6–ПЭТ) по сути бесплатны, поскольку убыточны.

Кому это надо?

В подавляющем большинстве точек сбора принимают только бутылки (ПЭТ–1), уточняют активисты. И хотя на части пластиковых контейнеров также указана маркировка "1", сдавать их в такие баки не следует (как и другие виды пластика). Технология изготовления бутылок и контейнеров различается, соответственно, и перерабатывают их по–разному. Шанс, что выкинутый в бак для бутылок контейнер попадёт на переработку, минимальный, большинство заготовителей просто отправят его в мусор, а значит, он окажется на полигоне. "Ущерб" тут двойной — расходы на транспортировку неперерабатываемого мусора и сокращение объёма бака за его счёт. При этом у экологически ответственных потребителей в Петербурге есть возможность сдать раздельно любые виды пластика. Санкт–Петербург и Москва принимают наибольшее количество разных видов вторсырья, отмечают "Друзья Балтики".
Сдать раздельно собранные отходы можно на специальных экостанциях (например, "Переработкинская", "Балтком", "Зелёнка" и пр.) или на проводимых раз в месяц акциях ассоциации "Раздельный сбор". Сданный там мусор собирается в товарные партии и отправляется переработчикам. По словам Юлии Акимовой, сдать 5–ПЭТ можно в основном в специализированных пунктах. Редко куда можно сдать 6–ПЭТ, особенно пенопласт, — цена за килограмм относительно высокая (около 30 рублей), однако сам процесс накопления и транспортировки получается нерентабельным. К IV классу опасности относится ПВХ (окна, линолеум, плёнки и пр.), поэтому его тоже сложно сдать.
По данным "ДП", в Петербурге есть предприятия по переработке почти всех видов пластика, однако, как и в целом, многие из них работают по–серому. По оценкам АНО "Зелёнка", всего их порядка 20–30. "В белой зоне очень мало, например, перерабочиков полистирола, ПВХ или плёнки. Зато много тех, кто работает с ПЭТ, ПНД, полипропиленом", — говорит Глеб Вершков. По словам Юлии Акимовой, в Северной столице нет ни одного переработчика небутылочного 1–ПЭТ, все местные заготовители обычно отправляют его на Тверской завод вторичных полимеров.
Граждане не всегда знают, что пластик бывает разным, а установленные на площадках баки обычно предназначены не для всех его видов, а лишь для отдельных (обычно — бутылок и флаконов), рассказывают активисты. Поэтому в сетках и контейнерах много засора — небутылочного пластика разных видов, пакетов, упаковок и пр. "Сейчас процент засора в наших баках — порядка 50%, то есть мы могли бы собирать в 2 раза больше, если бы жители не кидали в контейнер посторонний мусор", — говорят в АО "Автопарк №1 “Спецтранс”".

"Экология" не помогает

Несмотря на прописанные в нацпроекте "Экология" цели кардинально снизить объём отходов, поступающих на полигоны, и внедрить раздельный сбор мусора, государство мало поддерживает такие начинания, говорят участники рынка. Для этого не предпринимаются никакие значительные меры, хотя помощь пригодилась бы любая — от социальной рекламы раздельного сбора и ответственного потребления до финансовой поддержки.
Необходимы большие инвестиции в инфраструктуру, рассказывают в Автопарке №1 "Спецтранс". Экологи требуют от операторов обеспечить многофракционный сбор. Однако для этого необходимо не только закупить и установить несколько типов контейнеров, но и обеспечить дополнительный транспорт — отдельную машину для каждого типа отходов. "А это транспортные расходы и, кстати, дополнительные выхлопы и вред окружающей среде. Об этом почему–то никто не думает", — добавляют в компании.
Необходимо обратить внимание производителей различных товаров на экологическую проблему с целью создания новых, эффективных экологических проектов, привлечения бизнеса к развитию данной отрасли, отмечают в "Петро–Васте". "Разъяснять, как работает программа расширенной ответственности производителей, на законодательном уровне обязывать к использованию вторичных ресурсов в производстве продукции и принять дополнительные меры, способствующие сокращению образования неперерабатываемых отходов и увеличению стоимости вторичного сырья. Потому как одной из основных проблем при реализации проекта на сегодняшний день является низкая цена на вторичные ресурсы. Такие шаги помогут в сокращении количества отходов, закапываемых на полигонах, и будут способствовать переходу на экономику замкнутого цикла", — уверены в компании. Однако очевидно, что в текущих условиях ожидать изменения отношения властей и производителей к проблеме раздельного сбора и вторичного использования не приходится. В свою очередь участники рынка переработки продолжат сворачивать планы по развитию и переносить сроки создания новых производств из–за возможного снижения объёма потребления товаров в пластиковой упаковке, отсутствия гарантий по загрузке, а также финансовых и логистических проблем — значительная часть используемых в переработке химии и оборудования импортная. На условиях анонимности переработчики говорят, что многие проекты в Петербурге начали "подвисать" ещё год назад, когда Смольный окончательно определился с тем, как будут работать с отходами в Петербурге. Мусорная реформа оборвала выстроенные ранее бизнес–цепочки и существенно изменила расклад сил во всех сферах, связанных с отходами.
В то же время часть компаний продолжает работать и инвестировать в развитие. Так, в 2021 году "Петро–Васт" приобрёл оборудование по переработке пластика в сырьё для производства конечных товаров. "В настоящее время оборудование используется для переработки полиэтилена низкого давления во флекс. Производственные мощности позволяют нам переработать лишь часть отсортированного пластика — до 30 тонн в месяц, но в дальнейшем компания планирует наращивание объёмов и масштабирование деятельности", — рассказали "ДП" в "Петро–Васте". У Автопарка №1 "Спецтранс" также есть небольшое собственное производство на территории технопарка "Новый свет ЭКО" в Гатчинском районе, где из пластика и песка изготавливают тротуарную плитку, скамейки, ограждения.
Наращивают объёмы переработки и в "АртЭко", который с начала этого года стал участником пилотного проекта регионального оператора Петербурга по обращению с отходами, нацеленного на повышение объёмов раздельного сбора. Сейчас компания не только перерабатывает пластик на своей площадке в районе Кузьмолово, но и планирует запуск новой линии по системе bottle–to–bottle. Таких проектов в России пока очень мало, один из них прорабатывает АО "Автопарк №1 “Спецтранс”", которое таким образом планирует вовлечь в повторное использование более 140 млн ПЭТ–бутылок ежегодно. Свой проект в этой сфере недавно анонсировал и региональный оператор Ленобласти.
"На данном этапе идёт укрупнение участников рынка. НЭО рассматривает возможности участия в проектах по утилизации отходов. О каких–то конкретных решениях будет сообщено позже", — сообщили в НЭО.
Правила накопления отходов, по которым сейчас проходит обсуждение, опять не предусматривают возможность включения в общую систему уже существующих в городе проектов по раздельному сбору отходов, включая пластик. Одновременно пилотный проект, запущенный в Калининском районе, вытесняет с рынка работавшие ранее в этой локации заготовительные компании. Они уходят в другие районы, поскольку пластика в городе очень много. Надо понимать, что пилотный проект запущен совместно с ассоциацией производителей и импортёров "РусПРО", членами которой выступают Nestle, Unilever, Tetra Pak, Danone, Coca Cola, PepsiCo. Соответственно, как он будет развиваться сейчас, предсказать сложно. В итоге мы видим, что участники рынка постоянно находятся под угрозой закрытия бизнеса, в таких обстоятельствах невозможно планировать не только развитие, но и текущую деятельность. Это, безусловно, создаёт угрозу снижения объёмов собираемых раздельно отходов и переработки. В кризис, очевидно, будет снижаться потребление, но надо понимать, что со снижением потребления, согласно пирамиде Маслоу, будет снижаться и общий уровень жизни населения. По итогам последних недель уже наблюдаем снижение объёмов пожертвований, а многие экопроекты существуют на них.
Анна Смирнова
руководитель отдела содействия внедрению придомового раздельного накопления отходов ассоциации "Раздельный сбор"
До сих пор на территории Петербурга и Ленобласти работают всего четыре предприятия, которые могут легально превращать отходы в сырьё, — два по переработке пластика и два по утилизации стекла. Купить линию не так сложно. Вопрос в том, как организовать процесс в соответствии с требованиями законодательства. Из отходов нельзя сразу получить товар, это происходит через технологический процесс — утилизацию, которая является лицензируемой деятельностью. Утилизаторов с лицензией нет. Есть частники с площадями, каким–то оборудованием, цехами, но без лицензии Росприроднадзора легально с ними работать нельзя.
Антон Бучнев
генеральный директор АО "УК ООЛО"
Сейчас компания совместно с партнёрами находится в финальной стадии инжиниринга нового завода по переработке пластиков. Это будет более сложная технология, уникальная для России. Наша цель — получить из бутылки новую бутылку, технология так и называется — bottle–to–bottle. На выходе получится пластик более высокого, пищевого класса — food grade. Общий объём производства (по весу) составит порядка 25 тыс. тонн вторичного сырья в год. ПЭТ в общей массе ТКО составляет не более 3%. Сейчас ежегодно в Петербурге образуется порядка 2,3 млн тонн ТКО, из них Автопарк № 1 "Спецтранс" обрабатывает 0,6 млн, то есть около 25%. Из этого объёма около 18 тыс. тонн получит вторую жизнь.
Пресс–Служба
АО "Автопарк №1 “Спецтранс”"